Поиск в словарях
Искать во всех

Библейская энциклопедия Брокгауза - рассеяние

 

Рассеяние

рассеяние
I.

Слово "Р." (греч. диаспора (Ин 7:35)), обозначает расселение иудеев (см. Иудеи, иудаизм) за пределами Ханаана, обетов. и даров. им Господом земли. Библия рассматривает Р. как суд Божий (Втор 4:27; Иез 36:19; Зах 7:14). Благодаря Р. другие народы узнали о Боге Израиля и об иуд. Законе (Деян 15:21), однако Иисус критически относился к миссионерскому рвению иудеев диаспоры (см. Прозелиты) (Мф 23:15). Только проповедь Евангелия действительно принесла спасение "богобоязненным" из язычников (Деян 10:1-6; 13:43; 14:1; 16:14; 17:4).

II:

1) первые компактные поселения иудеев за пределами Палестины относятся к весьма раннему времени. В IX в. до Р.Х. в сир. столице Дамаске существовала иуд. колония, к-рой был отведен особый квартал. Вероятно, в VII в. до Р.Х. подобные поселения существовали и в Египте. Но возникновение основной диаспоры относится ко времени насильств. выселения иудеев из Палестины после падения Северного, Израильского (733-732 гг. и 722 г. до Р.Х.), и Южного, Иудейского, царств (586 г. до Р.Х.; см. Плен). Переселенцы в большинстве своем, видимо, прижились на выдел. им землях; на родину вернулось меньшинство. Самым крупным местом расселения евреев стала Месопотамия (см. Масоретский текст см. Мишна см. Таргум). Вторым центром евр. диаспоры несколько позднее стал Египет, в частн. Александрия;

2) второй важный период расширения диаспоры это эпоха эллинизма (IV-II вв. до Р.Х.). Распространение диаспоры в это время было обусловлено гл.обр. двумя причинами:

а) во-первых, торговля евр. рабами, к-рые в результате постоянных войн из-за Палестины между Сирией и Египтом тысячами поступали на невольничьи рынки. Поскольку евреи оказывались умными, надежными и умелыми работниками, то многим из них быстро удавалось выкупить себя из рабства: свободные евреи образовывали в городах общины, чтобы совместно совершать богослужения. Общины формировались вокруг синагог (см. Синагога) или молитв. домов (Деян 16:13). Там, где такие общины уже существовали, их члены приходили на помощь вновь прибывшим рабам-иудеям, выкупая их; т.о. общины постоянно расширялись;

б) вторая причина воен. служба иудеев в войсках иноземных властителей. Иудеи пользовались славой храбрых воинов и надежных подчин.; кр. того, было известно их усердие при распашке необработ. земель. Евреи образовывали воен. и земледельческие поселения, больше всего их было в зап. части Египта, на границе с Иудеей. Евреи несли службу по защите границы. Особую известность в этом отношении получила евр. колония Элефантины, где был выстроен иуд. храм. В силу своей надежности, члены колонии привлекались и к службе в речном надзоре на Ниле, и на таможне, где взимали пошлины. Средоточием евр. жизни в Египте была Александрия, где евреи во времена земной жизни Иисуса населяли два из пяти городских районов и их численность составляла 100 тыс. человек. Здесь была создана см. Септуагинта (LXX). Евреев этой эпохи, проявлявших выдающиеся ратные способности и служивших в армиях многих гос-в, можно сравнить со швейцарскими воинами средневековья. Какой оценки заслуживали израильтяне, видно из письма сир. царя Антиоха III Великого (222-187 гг. до Р.Х.) его сатрапу в Лидии. В письме говорится: "Я решил переселить 2 тысячи еврейских семей из Месопотамии и Вавилонии, чтобы разместить их в важнейших местах и гарнизонах ... ибо мои предки испытали их верность и надежность как подчиненных". Позже сир. царь Деметрий I (162-150 гг. до Р.Х.) просил у Маккавея Ионафана 30 тыс. человек для своей армии;

3) для след. отрезка жизни иуд. диаспоры определяющее значение имело покорение римлянами стран восточного Средиземноморья. После завоевания Палестины (63 г. до Р.Х.) Помпей привел в Рим большое число плен. иудеев. Использование воин. доблести иудеев к этому времени отступило на второй план, хотя, напр., Антипатр, отец Ирода Великого, со своими войсками, в к-рых были только израильтяне, пришел на помощь Цезарю в Египте, когда тот оказался в трудном положении, за что снискал благодарность. Имп. Август после своей победы под Акциумом (31 г. до Р.Х.) подтвердил предоставл. иудеям привилегии их собрания были единств. разреш. богослужением, независимым от языч. гос. религии. Живший в то время греч. географ Страбон писал о евреях: "Они получили доступ во все государства; нелегко найти во всем мире хотя бы одну область, где этот народ не был бы принят и не занял ведущего положения" (ср. Деян 2:9-11). Евр. поселения появились на юж. берегу Черного моря (Деян 18:2) и даже в Крыму от тех времен сохранились евр. надписи, вып., правда, на греч. языке;

4) разрушение Иерусалима рим. имп. Титом в 70 г. по Р.Х. привело к утрате евреями собств. государственности. Человеческие потери были чудовищными: по данным Иосифа Флавия, евреи оплакивали свыше миллиона своих погибших собратьев, в то же время 97 тыс. евреев были проданы в рабство, в результате чего в конечном итоге иуд. общины в диаспоре вновь увеличились. Но в Палестине все еще проживало довольно много евреев, что позволило им предпринять новую попытку освободиться от рим. господства, выразившуюся во втором иуд. восстании под предводит-вом Бар-Кох-бы (132-135 гг. по Р.Х.). После кровавого подавления этого восстания имп. Адриан запретил евреям ступать на тер. Иерусалима; большая часть населения страны была продана в рабство. Но несмотря ни на что, до VI и VII вв. евреи в Палестине доказывали свою жизн. силу. Религ. центры иудеев располагались на севере страны в Галилее и Тивериаде. В эти столетия раввины письменно изложили Мишну (см. Мишна) и см. Талмуд и установили канонич. текст ВЗ (см. Масоретский текст). Связи с диаспорой поддерживались постоянно, многие евреи мечтали быть погреб. в земле обетованной. Свидет-вом этому является город захоронений в Бет-Шеариме, в 14 км зап. Назарета. Но в эпоху средневековья, во времена крестовых походов, иудеи окончат. утратили свою родину в Палестине, и практич. весь народ стал жить в Р.

III.

Только после основания гос-ва Израиль в 1948 г. иудеи вновь обрели свою историч. родину, к-рая, однако, до сих пор приняла лишь малую часть евр. народа. В этом проявляется исполнение ветхозаветных обетований о том, что Господь вновь соберет Свой народ (Иер 31:10; Иез 37), но об окончании Р. говорить пока рано. см. Израиль (IV) см. Иудеи, иудаизм (V).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины