Буддизм - анумана
Анумана
(санскр. — вывод) — в будд. теории познания второй источник достоверного знания (см. Буддийская теория познания). Дословно А. переводится как «последующее измерение», «последующее мнение», т. к. выводное знание следует за восприятием логич. признака объекта и обоснованием неразрывной связи между объектом и его логич. признаком.
Логич. термины не были еще жестко определены, и то, что объявлялось меньшим термином, с таким же успехом могло рассматриваться и как больший термин. Буддисты различали «вывод для себя» (свартханумана) — умозаключение, состоящее из двух суждений, похожее на энтимему в зап. логике, и «вывод для другого» (парартханумана) — состоящий из трех высказываний, похожий на простой категорический силлогизм в модусе Барбара.
«Вывод для себя» функционирует в будд. учении как средство познания объекта через его знак, а «вывод для другого» — как способ доказательства, или силлогизм. В зависимости от разновидности логич. знака выводы делились на основанные на причинно-следственной связи, на отношении тождества и на отрицательные выводы, к-рых насчитывалось 11 модусов.
— Н. А. КанаеваБуддизм
2009
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 565 | |
2 | 517 | |
3 | 507 | |
4 | 475 | |
5 | 474 | |
6 | 471 | |
7 | 457 | |
8 | 453 | |
9 | 445 | |
10 | 437 | |
11 | 437 | |
12 | 434 | |
13 | 432 | |
14 | 423 | |
15 | 419 | |
16 | 406 | |
17 | 401 | |
18 | 399 | |
19 | 392 | |
20 | 392 |