Поиск в словарях
Искать во всех

Буддизм - трикая

 

Трикая

трикая
(санскр.) — 3 тела или 3 способа бытия Будды. В хинаяне их обозначают терминами: 1) рупакая-видимое всем физическое тело, состоящее из 4 элементов; 2) нирманакая — «приобретенное (или феноменальное) тело», к-рое Будда мог принимать по своему желанию с помощью йогической силы, чтобы появляться перед своими адептами. 2 эти «тела» не считались реальными буддами, реальным Буддой называли 3) дхармакая — «тело закона», или «космическое тело» Будды, к-рое хинаянисты понимали как сумму всех присущих Просветленному качеств. В махаяне концепция «трех тел» получает дальнейшую разработку, благодаря к-рой она была включена в учение о процессе спасения и заняла более важное место в будд.учении. В махаяне «тела» Будды обозначаются терминами: 1) нирманакая, 2) самбхогакая — «тело блаженства (или наслаждения)»; 3) дхармакая — «тело закона». Последователи «Большой колесницы» учили, что нирманакая — это Будда-человек (напр., Гаутама), в образе к-рого «тело блаженства» проявляется в эмпирич.

мире, когда Будда решает спасти мир. Нек-рые школы определяют нирманакая как иллюзорное явление вечной реальности. Будд. мифология говорит о существовании множества будд, т. к. Будда якобы неоднократно воплощался на земле в разных странах, где исповедуется буддизм. Чтобы как-то объяснить эту множественность, мадхьямиками было изобретено понятие «свабхавикакая» — «сущностное тело» Будды, за к-рым скрывается совокупность всех присущих Будде качеств.

Смысл понятия «свабхавикакая» во многом смыкается со смыслом понятия «дхармакая»; в нек-рых текстах между ними прямо ставится знак равенства. Самбхогакая в махаяне — это Будда-бог, отражение «космического тела» в мире форм. В этой ипостаси Будда являет свое великолепие бодхисаттвам, толкует им непонятные доктрины, но сам он еще подчинен закону причинности или иллюзии.

Дхармакая также получает в махаяне более филос. звучание, ибо понимается как универсум, персонификация истины, вечный закон, нирвана и подлинно реальный Будда, осознающий свою идентичность с Абсолютом и единство со всеми существами. Этот способ бытия Будды лежит уже за пределами иллюзии. — Н. А. Канаева

Буддизм

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины