Поиск в словарях
Искать во всех

Полная библейская энциклопедия - иаков

Иаков

иаков
:

а) (Быт.25:26 ,34 и ·др.) патриарх, родоначальник народа Израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израил. Его история излагается в ·кн. ·Быт. (25, 27 50). был сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. "И настало время родить ей (·т.е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый, и нарекли имя ему Исав.

Потом вышел брать ею, держась рукою своею за пяту Исава, и наречено имя ему . Дети выросли и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а человеком кротким, живущим в шатрах". был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни. Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует ·кн.

Бытия, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и предложил ему продать свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы (Быт.25:29 ,34). При другом случае, следуя внушению своей матери, он предвосхитил у отца своего Исаака благословение, предназначенное для его первенца, Исава (Быт.27:1 ,40). Впрочем, вследствие сего последнего поступка, он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию, в Харран, к своему дяде Лавану. Перед отправлением в путь Исаак благословил а и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана (Быт.28:1 ,5). На пути в Харран имел чудесное видение, именно он видел во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землею, и ему были обещаны благословения Божии, данные Аврааму, и особенное покровительство в жизни (Быт.28:10 , 22). По прибытии а в Харран, Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль. Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию, вместо младшей.

согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, взял себе еще в жены двух служанок, Валлу и Зелфу, и таким образом от четырех он имел 12 сыновей и одну дочь, Дину (24, Быт.30:1 , Быт.35:16 -19).

Наконец через 20 лет по вступлении в Месопотамию, заметив, что Лаван начинает завидовать его благосостоянию, тайно ушел из дома его со своим семейством и со всем что у него было и направился в землю Ханаанскую. Узнав о сем, Лаван пустился за ним в погоню и нагнал его на ·г.Галаад и старался, хотя и тщетно, возвратить по крайней мере домашних своих богов, которым он суеверно покланялся и которые похитила у него Рахиль, скрыв их под седлом своего верблюда. Впрочем дело окончилось примирением, и получил возможность продолжать дальнейший путь (Быт.30:25 ,43, 33). В Маханаиме Бог ободрил а, его встретили ангелы Божии; но все-таки по мере приближения к отечеству, он ощущал в душе невольный страх, боясь встречи с братом своим Исавом, гнев которого против него, как он думал, еще не утих совершенно. Близ потока Иавок во время ночи он выдержал таинственную борьбу с Богом, получил новое имя Израиль (Богоборец) и нарек имя месту тому Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя (·гл. 32). Свидание а с братом его, Исавом, обошлось мирно и любовно. Достигнув потом Сокхофа, основал было здесь себе жилище, но затем двинулся к ·г.Сихему, близ которого раскинул свой шатер, купил себе часть поля и воздвиг здесь Господу жертвенник. После несчастного события, именно бесчестия, нанесенного князем Сихемским его дочери, Дине, и жестокого отмщения за это Сихемлянам ее братьями, Симеоном и Левием, по повелению Божию со всем семейством собрался в Вефиль.

Но перед отправлением в путь он приказал всем бывшим с ним бросить чужих богов, очиститься и переменить свои одежды. Вефиль был местом новых откровений милости Божией к у. Во время пути из Вефиля любимая супруга а, Рахиль, скончалась от трудных родов, родивши ему сына Вениамина, и погребли ее близ Вифлеема. Исаак был еще жив, будучи 180 лет от роду, когда посетил его в Хевроне, где впрочем он скоро скончался, и погребли его Исав и сыновья его (35).

После сего обыкновенно жил в земле Ханаанской, но в определенном ли каком месте, о том в ·кн. Бытие точно не говорится. Один раз мы встречаем его живущим в долине Хевронской (Быт.32:1 ,15). Жестокость сыновей а, при продаже любимого его сына Иосифа в Египет, послужила для него источником горькой печали и скорби (37). Последовавший затем голод в земле Ханаанской и двукратное путешествие сыновей его в Египет за хлебом также причиняли ему не мало беспокойств и огорчений. Но вот наконец он был утешен радостным известием, что Иосиф жив и в почете, и по его просьбе предпринял путешествие в Египет (42, 45). На пути в Египет он получил новое знамение Божия благословения, именно в Вирсавии, и наконец прибыл в Египет со всем своим домом, и был обрадован лицезрением долго считавшегося потерянным сына. Выехав на встречу своему отцу в Гесем, Иосиф пал на шею его и долго-долго плакал. "Умру я теперь, увидев лицо твое, говорил Израиль Иосифу, ибо ты еще жив" (Быт.46:29 ,30). Представленный Фараону в Египте, был принят им очень милостиво. "Сколько лет жизни твоей?" спросил у него Фараон.

"Дней странствования моего сто тридцать лет, отвечал , малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до дней жизни отцов моих во днях странствования их" (Быт.47:8 ,10). И благословил Фараона и вышел, от него. По повелению Фараона со всеми сыновьями и домом своим поселился в лучшей части Египта, в земле Гесемской, и оставался в ней до самой смерти своей, последовавшей через 17 лет по прибытии в Египет (47).

Перед своею смертью он благословил сыновей Иосифа, приказал похоронить себя в Хевроне, и на смертном одре произнес торжественное пророческое благословение всем сыновьям своим, возвестив им, что будет с ними в предыдущие дни (Быт.47:29 ,31, 48, 49). По его кончине тело его было бальзамировано и с великолепием перевезено в землю Ханаанскую в Хеврон и погребено там в пещере Махпела, согласно со сделанным им завещанием (Быт.50:1 ,13). Из означенного краткого исторического очерка жизни а нельзя не видеть, что он был один из величайших патриархов царей ветхозаветной. Многократные испытания и бедствия своей многострадальной ста сорокасемилетней жизни он всегда переносил с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божию и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни; потому-то во всех прочих книгах Библии имя а имеет весьма высокое значение, употребляется ли оно в смысле его потомков, или Еврейского народа или народа Божия и ·т.

п. Еще чаще встречается в ·свящ. Писании другое и более замечательное имя, полученное ом во время его таинственной борьбы с небесным противником имя Израиля. Авраама обыкновенно почитают отцом верующих, но или Израиль сделался, так сказать, символом или представителем всей Церкви Божией на земле. Выражения , семя а, чада а, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно-верующих на земле (Втор.

33:10 , Пс.13:6 и ·др. ). Новым Израилем нередко называется Новозаветная Христианская церковь, основанная на земле Господом И. Христом и Его апостолами.

б) Зеведеев (Мат.4:21 , Мар.1:19 и ·др.) сын Зеведея и Саломии и брат ·ев. Иоанна.

В первые годы занимался вместе с отцом и братом рыболовством на озере Геннисаретском. ·ап. присутствовал при некоторых важнейших событиях жизни Спасителя. Вместе с Петром и Иоанном он был свидетелем Его Преображения на Фаворе, присутствовал при воскресении дочери Иаира и находился в Гефсиманском саду во время предсмертных страданий Господа.

·ап. очевидно имел характер деятельный и энергический, был непоколебим, решителен и за свою ревность по Боге был предан смерти Иродом (в 42 44 по ·Р.Х.), именно ему была отсечена глава (Деян.12:2 ). Таким образом исполнилось предсказание Спасителя (Лук.21:16 ). Первый мученик между апостолами, он пал жертвою Иудейской ненависти и жестокости.

Для отличия от а младшего, его обыкновенно именуют ом старшим. ·св. ·ап. считается покровителем Испании. Он умер в 44 по ·Р.Х. и был погребен в Иерусалиме. Память его празднуется 30-го апреля.

в) младший, апостол, сынь Алфеев брат Господень, писатель соборного послания, ·еп. Иерусалимский (Мар.15:40 ) по всеобщему мнению, сын Клеопы или Алфея и Марии, именуемый меньшим, или по своим летам или по своему возрасту и названный в ·посл. к Галатам (Гал.1:19 ) именем брата Господня (см. также Мат.13:25 , Мар.6:3 ). Он имел право называться братом Господним, так как действительно был первый двоюродный брат Господа, вследствие того, что мать его, Мария, была сестрою Матери Господа (Иоан.19:25 ). Алфей или Клеопа, муж Марии, имел от нее еще трех сыновей, кроме а, и трех или более дочерей. ·св. неоднократно упоминается и в ·кн. Деяний апостольских (Деян.12:17 , Деян.15:13 , Деян.21:18 ) и в Посланиях апостольских (1Кор.

15:7 , Гал.1:19 , Гал.2:9 ,12). Во время евангельских трудов прочих апостолов ·ап. находился в Иерусалиме, присутствовал вместе с Петром, Варнавою и Савлом в 48 или 49 по ·Р.Х., на апостольском соборе, на котором, как кажется, и председательствовал, так как он последним произнес свое заключительное слово, с которым согласились все прочие члены собора (Деян.

15:13 ,19). Об его высокой и строго-нравственной жизни свидетельствует Егезипп, один из ближайших преемников апостолов. По его словам, святой был свят от рождения, не пил вина и сикера, не вкушал мяса, не стриг волос и ·т.д. Ему одному был дозволен вход в святилище храма и его часто находили стоящим на коленях в храме и молящимся за народ.

За эту-то святость и благочестие, прибавляет он, его и называли праведным. Первый ·еп. Иерусалимский, он мученически скончался в 62 году по ·Р.Х. Предание говорит, что Иудеи во время его проповеди об Иисусе сбросили его с кровли храма, кидали в него каменьями, и так как он продолжал еще молиться и за своих мучителей, то один суконщик ударил праведника белильничным колом по голове и он скончался, и на том же месте похоронен близ храма.

Память его празднуется 23 октября и 26 декабря. ·ап. , кроме соборного послания, оставил нам еще литургию, известную под его именем и отправляемую обычно в Иерусалиме в день его памяти. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины