Поиск в словарях
Искать во всех

Полная библейская энциклопедия - клятва

Клятва

клятва
торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом (Втор.6:13 ), и она выражалась в различных формах. Так например выражения: Господь между мною и тобою (Быт.16:5 ) пусть будет Судьей; жив Господь! (2Цар.12:5 ); пусть то и сделает мне Господь (Руф.1:17 ); свидетель мне Бог (Рим.1:9 ). О клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии Матфея (Мат.5:34 ). "А Я говорю вам, говорит Господь: не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий"... и ·проч. Далее мы читаем в ·свящ. Писании о том, что Евреи клялись иногда жизнью царя (Быт.42:16 ), жизнью какого либо частного лица (1Цар.1:26 ), полевым скотом (Песн.2:7 ), храмом, алтарем, жертвами (Мат.23:16 ,22). Клятвы вообще произносились:

а) поднявши руку вверх "Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке, неба и земли", сказал Авраам царю Содомскому (Быт.14:22 ). "Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в ·кн. (Втор.32:40 ) сам Господь как бы клянущимся, и клянуся десницею Моею и говорю: живу Я во век!" или

б) обратившись лицом к жертвеннику (3Цар.8:31 ), или наконец

в) положивши руку под стегно (Быт.24:2 ).

Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенною. Клятвы произносились при следующих случаях:

а) когда заключался завет или договор между людьми (Быт.14:22 , Деян.23:21 ).

б) когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот (1Цар.14:24 ,28, 3Цар.18:10 ).

в) иногда при произнесении обета (Чис.30:2 ).

г) при раскрытии какого либо преступления (Чис.5:21 ). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил: "заклинаю тебя Богом живым" (Мат.26:63 ), и заклинаемый отвечал на это: "аминь", или: "ты говоришь". В послании к Евреям (Евр.6:16 ,18) ·ап. Павел говорит следующее: "Люди, клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественные показать наследникам обетования неприложность Своей воли, употребил в посредство клятву". Из сего должно заключить, замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митр, Филарет, что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти; употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей. Клятвы у Евреев считались греховными, когда например произносились в пустых случаях и напрасно (Исх.20:7 ), когда клялись истуканами и идолами и ·др. В более чистые времена Иудейской истории у Евреев всякая клятва считалась священною (Нав.9:20 ), но в позднейшие времена Иудейские раввины уже учили, что если в какой либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно распространялись обманы и вероломство. Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами (Мат.5:33 ,37, Иак.5:12 ). "Не клянись вовсе, учил Господь, но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого" (Мат.5:37 ). Следуя этому учению Ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвою то, чего нет. Это грех против третьей заповеди.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Клятвабожба, проклятие, осуждение.Краткий церковнославянский словарь Т. С. Олейникова ...
Церковнославянский словарь
2.
  Клятва (Швуа) К. занимает важное место в законодательстве эпохи Талмуда*. Сказано в Торе*: "Если отдаст кто ближнему своему осла или вола, или овцу, или любую скотину на хранение, и она падет, или будет покалечена, или похищена, а очевидца нет, К. перед Господом да будет между обоими, что не наложил руки своей на собственность ближнего своего" (Исх. XXII, 910). Из текста Торы очевидно, что если ответчик не может представить свидетелей своей невиновности, то только К. может освободить его от ответственности и уплаты убытка. Разумеется, ответчик должен уплатить истцу за убыток, если он не желает поклясться. В Талмуде мы находим три вида клятв: "швуа мин hа-Тора", "швуа д'рабанан" и "швуат гесет". "Швуа мин hа-Тора", или клятва из Торы, произносится в ситуациях, которые разъяснены в Торе. Во всех случаях, когда невозможно доказать вину ответчика, его обязывают принести К., и она освобождает его от ответственности. В случае же отказа принести К., ответчик присуждается к уплате иска. Иной характер носит "швуа д'рабанан", то есть К., введенная мудрецами. Во многих случаях истца обязывают принести К. в своей правоте, и если он отказывается, ответчик не...
Энциклопедия иудаизма

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины