Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия иудаизма - иерусалим

Иерусалим

иерусалим
Иерусалим

(Йерушалаим)

 Столица Израиля, один из древнейших городов мира. О первых годах И. ничего не известно. По мнению современных археологов, И. занимал на заре своего существования возвышенность, известную позднее под названием "Офель", или "Город Давида". Эта возвышенность защищена с трех сторон глубокими лощинами, и на ней располагался город в течение долгого времени. Самые ранние сведения об И. содержатся в египетских надписях, относящихся к XIX в. до н. э. К этому же периоду относится библейский рассказ о Малки-Цедеке, царе Шалема (вероятно, И.). Во времена Иегошуа колена* Израиля не смогли завоевать И. Граница удела колена Биньямина проходила к северу от И., граница колена Иегуды к югу от него. Сыны Иегуды пытались завоевать И.: "И воевали сыны Иегуды с И., и захватили его, и разгромили, и сожгли город", но не смогли удержаться в нем. Сыны Биньямина тоже не сумели изгнать иевусеев, владевших городом, как сказано в книге Судей (I, 21): "А иевусеев, сидевших в И., не изгнали сыны Биньямина, и живут иевусеи с сынами Биньямина в И. по сей день". Лишь царь Давид завоевал его окончательно и сделал столицей всей страны. Выбор И. как столицы царства имел большое значение для единства нации. Город не был поделен между коленами и поэтому идеально соответствовал тому, чтобы быть столицей объединенного царства. Шломо (Соломон), сын и преемник Давида, построил в И. Храм, сделав город, тем самым, и религиозным центром всех колен. Тогда в нем поселились Когены (священники) и левиты, служившие в Храме. После раздела царства И. перестал быть государственным и религиозным центром всей Эрец Исраэль, но остался столицей Иудеи и царей дома Давида. Дом Давида царствовал в нем свыше пятисот лет, пока не подступил к городу Невухаднецар*, царь Вавилона, и разрушил город. Однако ореол святости продолжал окружать И. и после его разрушения, и изгнанники произносили клятву: "Если забуду я тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Да прилипнет язык мой к небу моему, если не буду я помнить тебя, если не поставлю Иерусалим выше веселия моего" (Псалмы CXXXVII, 4-5). И евреи-изгнанники выполнили эту клятву они и их потомки до нашего времени. Народ не забыл И. в течение тысячелетий своего изгнания.

 С возвращением изгнанников из Вавилона с Эзрой и Нехемьей* город был отсроен заново, восстановлены Храм и стены, и И. вновь стал центром нации вплоть до разрушения Второго Храма. После подавления восстания Бар-Кохбы И. был превращен в развалины, и на месте его был создан римский город Элия Капитолина, куда евреям был запрещен доступ в течение многих поколений.

 Мечта каждого еврея увидеть при жизни восстановленный И. и горячая любовь к городу Давида нашли свое отражение во многих обычаях и молитвах, которые установили хазал*. Несколько раз в день каждый набожный еврей повторяет молитву: "И в Иерусалим, град Твой, вернись милостиво и пребывай в нем, как Ты говорил. И восстанови его вскоре, в наши дни, навеки, и престол Давида немедля учреди в нем".

 В течение многих веков прибывали евреи из разных стран диаспоры в И., чтобы жить и умереть в нем. Это движение было постоянным, несмотря на опасности пути и тяжелые условия жизни в разрушенном и заселенном неевреями городе.

 Еврейская агада* не могла примириться с разрушением и построила идеальный образ И., "Йерушалаим шел маала" (Небесный И.), ибо "из великой любви к [Иерусалиму] земному создал Он другой, небесный" (Танхума). Реальный, материальный И. не схож с И. будущего мира. "В И. этого мира волен войти каждый. В И. будущего мира могут войти только приглашенные" (ББ 75).

 Каждый, кому доводилось увидеть разрушенные города Иудеи, должен был произнести : "Города святыни Твоей стали пустыней" и разорвать одежды (в знак траура). Видевший разрушенный И. говорил: "Сион пустыней стал, И. пустошью". Видевший развалины Храма говорил: "Дом святыни нашей и торжества нашего, где славили Тебя отцы наши, стал пепелищем, а все, что мило нам развалинами", и разрывал одежды.

 Трубный звук шофара возвестил об освобождении Западной Стены и воссоединении И. в Шестидневной войне 19.7 года.

 Иерусалим это вечность.

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим Тель-Авив.

Шломо-Залман Ариэль.

1983.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  главный город древней Палестины, место освященное жизнью, учением, страданиями, смертью, воскресением и вознесением Иисуса Христа.Православный энциклопедический словарь. — Москва. священник Ярослав Шипов, Compiled by EdwART 1998 ...
Православный энциклопедический словарь
2.
  (основание, или жилище мира; этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом (Нав.18:28 ) по имени родоначальника Иевусеев, Иевуса. Впрочем думают, что древность его восходит даже ко временам Авраама, предполагая в нем Салим, в котором, во времена Авраама, царем и первосвященником был Мельхиседек. Иевус был завоеван у Иевусеев Давидом, который сделал его метрополиею своего царства, и построил к ·с.-з. от старого города крепость, или новый город, названный ом. Таким образом сделался столицею Иудеи. Новейшие исследования Палестины, тщательно производимые доселе, пролили много света на ·г., равно как и на прочие места, так называемой, Святой Земли. По общему мнению, первое понятие о первобытном положении города несомненно сообщается в 22 ·гл. ·кн. Бытия, именно: по словам книги, он должен был находиться в земле Мориа, на одной из гор которой Авраам по Божественному повелению готовился некогда принести в жертву сына своего Исаака (2Пар.3:1 ). Точное определение положения города а никогда не подлежало сомнению. Он лежит в 12 часах пути от Средиземного моря и в 8 от...
Полная библейская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины