Поиск в словарях
Искать во всех

Католическая энциклопедия - аккомодация

 

Аккомодация

аккомодация

(лат. accommodatio — приспособление, привыкание) — функциональное приспособление объекта к среде; один из этапов процесса адаптации и главный элемент этого процесса, отличный от ассимиляции. Биологическая А. — приспособление живого организма к окружающей среде, психологическая или общественная А. — функциональное приспособление человека к обществ. среде, богословская А. — приспособление формы проповедования Евангелия, а также науч. систематизации Откровения к менталитету слушателя в зависимости от развития и изменения философских, социальных и др. идей в различных эпохах и культ. условиях (LG 44; Presbyterorum ordinis 16).

Ап. Павел первым соединил семитский мир с греческим, используя эллинистические модели мышления (Деян 17, 22–34; 1 Кор 9, 19–23). По его стопам пошли Отцы Церкви. Благодаря этому уже в первые века христианства осуществился прочный синтез христ. философии с неоплатонизмом. Средние века принесли новый синтез богосл. мысли, основанный на филос. фундаменте аристотелизма.

До II Ватиканского собора понятие А. использовалось в библеистике и миссиологии, а после энциклики Humani generis (1950) также и в догматическом богословии. О необходимости использования А. во всем богословии говорится в документах II Ватиканского собора. Т.о. в богословии появилось деление на библейскую, догматическую, литургическую, миссионерскую и пастырскую А. Библейская А. означает отнесение к.-л. текста Св. Писания к личностям или предметам, о которых автор не говорит прямо. Догматическая А. означает соотнесение систематического размышления о спасительном действии Божьем (трансцендентный момент) с требованиями изменяющейся ситуации (ист. момент). Провозглашенная истина, несмотря на свою трансцендентность, всегда имеет ист. характер и может быть представлена в форме, доступной человеч. восприятию. Это совсем не означает, что она относительна. Божественные истины, неизменные и всегда сохраняющие свой смысл, должны подвергаться А., поскольку человечество не остается на одной и той же стадии дух. развития; неизменный залог веры должен постоянно присутствовать в изменчивом ист. контексте, требующем новых понятий, формулировок, более глубокого понимания и более последовательной и полной его реализации. Залог веры может находить выражение в меняющейся форме при условии, что сохраняется тот же самый смысл и значение его содержания (UR 6; GS 62). Суть веры всегда выражается при помощи исторически определенных категорий мышления данного времени и места. Догматическая А. в большой мере касается богосл. языка и его развития. Новые формулировки помогают понять некоторые пока еще недостаточно осознанные аспекты Откровения, однако они должны быть проверены в сопоставлении с первоначальной терминологией источников. В А. богосл. языка речь не идет лишь о чисто внеш. обновлении языковой формы. Новые формулировки одновременно влияют на содержание, показывая другие аспекты истины, содержащейся в Откровении, которую недостаточно выразили уже имеющиеся формулировки. Следовательно, не только термины и формулировки понятий являются предметом догматической А.; дело не только в необходимости осовременить, объяснить или проанализировать термины (библейские или святоотеческие), но в необходимости приспособить саму суть, содержащуюся в источниках, к новому менталитету. Догматическая А. является общей задачей всей Церкви, которая должна услышать голос современности и судить о совр. событиях в свете слова Божьего (GS 4; 11; 44). Инстанцией, принимающей решения и одобряющей направление развития догматической А., является Учительство Церкви (DH 1507–08; 3886–89), которое не поставлено над словом Божьим, а служит ему, изучая, сохраняя и правильно интерпретируя его при помощи Св. Духа (LG 10). Догматическая А. имеет большое экумен. значение, т.к. направляет к братскому межхрист. диалогу и тем самым помогает более глубоко понять еванг. истины (UR 11).

Литургическая А. имеет своей целью выражение посредством литургии положительного отношения Церкви к различным культурам. Литург. А. представляет собой одну из существенных форм совр. обновления литургии. В конституции II Ватиканского собора Sacrosanctum concilium сформулированы принципы приспосабливания литургии к характеру и традициям народов: сохранение библ. фундамента для литург. символики, органическая связь с уже существующими формами литургии.

Миссионерская А. приспосабливает методы проповедования слова Божьего, форм литургии и церк. структур к условиям жизни, менталитету и специфическим чертам различных народов. В свою очередь, пастырская А. приспосабливает к духу времени церк. структуры и институты, а также способы воздействия Церкви на обществ. и культ. ситуацию.

Лит-ра: Marin-Sila M. L’Оvolution homogПne du dogme catholique. Fri., 1924; Congar Y. La Tradition et les traditions. P., 1963. 2 vol.; Alszegy Z., Flick M. Lo sviluppo del dogma cattolico. Queriniana–Brescia, 1967; Kijas Z. RozwЧj dogmatЧw i jego kryteria // Tradycja w Koжciele. Kr., 1994, s. 134–151.

о. З. Кияс

Католическая энциклопедия

EdwART

2011

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины