Поиск в словарях
Искать во всех

Католическая энциклопедия - альберти

 

Альберти

альберти

(Alberti) Леóн Баттиста

итал. ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Возрождения; род. 18.02.1404, Генуя, ум. 25.04.1472, Рим.

Учился в Падуе и Болонье; с 1428 служил у кардинала Альбергати, в свите которого побывал во Флоренции, Ферраре и Болонье. В эти годы им были написаны трактаты De pictura (О живописи), De statua (О ваянии), заложившие основы худож. теории Возрождения, а также этический трактат Della famiglia (О семье). В 1432–64 А. работал в Римской курии. Результатом изучения античной архитектуры и увлечения математикой стали картографический труд Descriptio urbis Romae (Описание города Рима) и трактат De re aedificatoria libri X (Десять книг о зодчестве, опубл. в 1485). Теоретические труды А. и разработанная им теория живописной перспективы оказали большое влияние на формирование классического стиля в архитектуре, живописи и пластике не только Италии, но и других европ. стран.

Начало архитектурной деятельности А. связано с градостроительными инициативами Папы Николая V, задумавшего реконструкцию базилики Св. Петра и Ватиканского дворца. Первой осуществленной постройкой по проекту А. было Палаццо Ручеллаи (1446–51) во Флоренции, на фасаде которого впервые использованы пилястры классического ордера. А. обновил фасад церкви Санта Мария Новелла (1456–70), построил Лоджию Ручеллаи и часовню Гроба Господня в церкви Св. Панкратия (1467) во Флоренции; в Римини он реконструировал готическую церковь Св. Франциска (1450–68), придав ей облик величественного античного храма. В проектах церквей Св. Себастьяна (осуществлен частично в 1460–72) и Св. Андрея (1472–94) в Мантуе А. кардинально переосмыслил в классическом духе фасад и интерьер базиликального купольного храма, создав нац. стиль церк. архитектуры. Разработанный А. тип центрического или базиликального купольного храма, обладающий математически ясными пропорциональными соотношениями структурных элементов, гармонической соразмерностью интерьера с пространственной доминантой купола, стал идеальным воплощением рел. сознания эпохи Возрождения и получил развитие в архитектуре европ. барокко и классицизма.

Соч.: De re aedificatoria libri X. Fi., 1485; Opere volgari / A cura di C. Grayson. Bari, 1960–66. 2 vol.; Десять книг о зодчестве. М., 1935–37. 2 т.

Лит-ра: Л.Б. Альберти. М., 1977; Grayson C. L.B. Alberti on Painting and on Sculpture. L., 1973; Borsi F. L.B. Alberti. Mi., 1980.

В. Дажина

Католическая энциклопедия

EdwART

2011

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины