Поиск в словарях
Искать во всех

Католическая энциклопедия - аутодафе

 

Аутодафе

аутодафе

(ауто-да-фе, ауто де фе; порт. auto da fé, исп. auto de fe, лат. actus fidei, буквально — акт веры) — в средние века в Испании, Португалии и их колониях торжественное объявление приговора инквизиционного суда, сопровождавшееся, в большинстве случаев, возвращением покаявшихся еретиков в лоно церкви, или их наказанием, в том числе «казнью без пролития крови» — часто это было сожжение осуждённых.

Употребление слова

В общераспространённом употреблении ауто-да-фе — это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом публичное сожжение осуждённых на костре. Неточность этого выражения обсуждается ниже. Аутодафе следует отличать от костра тщеславия, на котором сжигались книги, зеркала, духи и прочие «орудия светской тщеты».

История

Ауто-да-фе появилось с началом инквизиции (XIII в.), распространение получило с конца XV в., приобретя характер массового театрализованного ритуального действа.

Собственно аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» — общая проповедь).

Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века, первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в 1481 г.

Механизм провозглашения ауто-да-фе нередко служил для обогащения королевской казны.

Великий инквизитор Торквемада в период 1483—1498 сжег живыми 8800 человек. Инквизиция действовала и в испанских колониях Америки. Позже эта практика приняла огромные размеры в течение XVI века, и просуществовала до конца XVIII века, когда аутодафе стали реже. В Португалии, где инквизиция была учреждена в 1536, она не имела столь широкого масштаба. Её влияние сильно упало при Помбале, во второй половине 18 века. Ауто да фе имели место в Мексике, Бразилии и Перу. Они также проводились в португальских колониях — в Гоа, Индия после установления там инквизиции в период 1562—1563.

В 1808 инквизиция была отменена Жозефом Бонапартом. Фердинанд VII в 1814 восстановил её, конституция кортесов 1820 вновь ее отменила, а реставрация снова ввела; окончательно упразднена в 1834.

Последнее ауто-да-фе состоялось в 1826 в Валенсии. Это ауто-да-фе состоялось через повешение (сожжения не было).

По Льоренте, в 1481—1808 в Испании сожжено живыми 31912 чел., а 29145 наказаны замурованием, галерами, конфискацией имущества.

Исполнение

Ауто-да-фе устраивались на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей, аристократии, городских магистратов, корпораций. Осуждённых выводили в торжественной процессии со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми.

Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись по целому ряду дел сразу. Произносилась проповедь (католическая месса), молитву, после которой присутствующие клялись повиноваться и помогать инквизиции; затем следовало чтение приговоров: сначала лёгких, потом содержащих более или менее тяжёлые наказания для раскаявшихся еретиков и преступников; потом нераскаянные предавались в руки светской власти, что было равносильно присуждению к сожжению на костре (Peters 1988: 93-94). По отношению к покаявшимся пытки не применялись, и перед сожжением, в знак милосердия, их обычно душили удавкой (Kamen 1997: 192—213).

На этом собственно и кончалось аутодафе. Однако обычно под этим именем понимают как раз заключительную часть, то есть массовое приведение смертного приговора в исполнение, которое могло следовать непосредственно за церемонией или переносилось на другое время.

Число жертв

Традиционно считают, что в Испании в 1481—1808 было сожжено около 35 000 человек, однако есть современные авторитетные историки, оценивающие на основании архивов число жертв в XVI—XIX веках цифрой 2000. Большинство приговоров не было связано с лишением жизни, а число оправданных было для своего времени очень высоким, до 20 %.

Литература

* Peters, Edward. (1988) Inquisition. New York: The Free Press.

* Kamen, Henry. (1997) The Spanish Inquisition : A Historical Revision. London: Weidenfeld & Nicolson.

* Lea, Henry Charles (1906—1907). A History of the Inquisition of Spain (4 volumes). New York and London.

* Whitechapel, Simon (2003). Flesh Inferno: Atrocities of Torquemada and the Spanish Inquisition. Creation Books. ISBN 1-84068-105-5

Католическая энциклопедия

EdwART

2011

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины