Поиск в словарях
Искать во всех

Католическая энциклопедия - камень

 

Камень

камень

(древнеевр. 'eben, греч. πέτρος, λιθος, лат. lapis, saxum, petra).

С доисторических времен у разных народов К. благодаря его твердости, тяжести, неподвижности, неподвластности времени считался причастным к сверхъестественным силам. Участки земли, где расположены валуны и скалы, выделяющиеся из окружающего пейзажа, становились свящ. местами, а сами эти К. — жертвенниками. Свящ. К. нередко были связаны со свящ. рощами и источниками. К. обозначали границы между территориями племен и владениями отд. семей: т.о., эти границы носили свящ. характер (их нерушимость защищали племенные и родовые боги). К. играли роль надгробных памятников: они защищали живых и мертвых от возможного взаимного вреда, примиряли тех и других. Важную рел. функцию играли К., упавшие с неба (метеориты).

В Библии осн. обрядовая функция К. — жертвенник (Исх 24, 4; Втор 27, 2–8; 1 Цар 14, 33; 3 Цар 1, 9; 18, 31–32); он должен быть нетесаным (Исх 20, 25). Каменными были скрижали Завета (Исх 24, 12). При строительстве Иерус. храма использовались дорогие обработанные камни (3 Цар 7, 9–11; 4 Цар 22, 6). Из К. изготовлялись сосуды для воды, предназначенной для очищения (Ин 2, 6). К. складывались на могилах (Быт 35, 20; 2 Цар 18, 17–18) или закрывали вход в гробницу (Мк 15, 46).

В ранний период иуд. истории К. воздвигались как памятники в местах особых явлений Бога (Быт 28, 18; 35, 14), важных событий в истории Израиля (Ис Нав 4, 3.20), как знаки в память о союзе, свидетель которому — Бог (Быт 31, 44–54). Позже воздвижение культовых К. («столбов») запрещалось как связанное с идолопоклонством (Исх 23, 24; 34, 13; Лев 26, 1; Втор 7, 5; 12, 3; 16, 22). В ряде библ. текстов К. означает идола в противоположность Богу (Прем 13, 10; Иер 2, 27; Деян 17, 29).

В Св. Писании К. нередко имеет и др. символику, олицетворяя мертвое, бесполезное, противопоставляется плоти (Иез 10, 19; 2 Кор 3, 3), хлебу (Мф 4, 3; 7, 9). Однако, согласно Лк 3, 8, Бог может из камней сделать новых сынов Авраама, т.е. новый народ Божий, в посрамление старого, неверного Богу: это аллюзия на Ис 51, 1–2, где рождение потомства Авраама уподобляется высечению из скалы. Этот же текст, возможно, имеет в виду Иисус, называя Петра (имя которого означает К. или скалу) тем К., на котором Он воздвигнет Свою Церковь (Мф 16, 18) — новый народ Божий, новый Храм, состоящий из живых К. (Еф 2, 20–21) — христиан. Христос — краеугольный К. этого нового Храма (термин обозначал как общее основание, на которое опирались смежные стены, так и завершение свода — замковый К.; в любом случае речь идет о К., держащем все здание). Образ надежного краеугольного К., полагаемого Богом, восходит к пророкам (Ис 28, 16; Зах 3, 9; 4, 7). С др. стороны, согласно Пс 118, 22, главою угла стал К., прежде отвергнутый строителями. Мк 12, 10 и Деян 4, 11 применяют этот образ к Иисусу Христу, имея в виду Его смерть и воскресение. Этот образ соединяется и с образом К. преткновения и соблазна (1 Петр 2, 4–8; Рим 9, 32–33), восходящим к Ис 8, 14. Согласно Лк 20, 17–18, тот, кто упадет на этот К., разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (эти слова намекают на К., который, согласно Дан 2, 31–45, окончательно сокрушит все царства). Иисус — не только краеугольный К. для спасенных Им, но и причина гибели всех тех, кто противодействует Богу.

1 Кор 10, 4 говорит об Иисусе как о К. — источнике воды (ср. Ин 4, 10). Этот образ вызывает в памяти скалу, из которой вследствие удара Моисея забил источник (Исх 10, 4; Числ 20, 11).

Отд. группу свящ. К. образуют драгоценные К. Благодаря игре света, как бы отражающей Божественное сияние, а также их редкости, труднодоступности, дорогой цене в них видели особые символы божества и украшали ими свящ. предметы. Часто этим К. приписывались магические свойства. 12 различных драгоценных К. украшали наперсник первосвященника (Исх 17, 20; 39, 10–12; Иосиф Флавий, Иудейская война 5, 234, Иудейские древности 3, 168). В разных источниках состав и порядок этих К. неск. отличаются. Перечень К., которыми украшены одежды царя Тирского (Иез 28, 13), включает 9 из 12 К. наперсника. Еще один похожий список — К., которыми украшены 12 оснований нового Иерусалима (Откр 21, 19–20; ср. Тов 13, 16–17; Ис 54, 11–12). Не только толкование символики, но и идентификация библ. К. — сложная проблема, т.к. древние названия не совпадают с современными: в древности К. классифицировались гл. обр. по цвету, а не по твердости и химическим свойствам, как сейчас.

Лит-ра: Evans J. The Magical Jewels of the Middle Ages. Ox., 1923; Cooper C.W. The Precious Stones of the Bible. L., 1924; Pazzini A. Le pietre preziose nella storia della medicina e nella legenda. R., 1939; Sciascia P. Lapis reprobatus. R., 1959; Eliade M. Histoire des croyances et des idОes religieuses. P., 1976, vol. 1; Oss D.A. The Interpretation of the «Stone» Passages by Peter and Paul // Journal of the Evangelical Theological Society 32 (1989), 181–200; Sacred Sites, Sacred Places. L., 1994.

А. Горелов

Католическая энциклопедия

EdwART

2011

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины