Поиск в словарях
Искать во всех

Католическая энциклопедия - каваллини пьетро

 

Каваллини пьетро

каваллини пьетро

(Cavallini) Пьетро — итал. художник периода Проторенессанса; род. между 1240 и 1250 в Риме, ум. ок. 1330.

Сведения о его жизни крайне скудны: известно, что он работал гл. обр. в Риме, а в 1308–20 — также в Неаполе, где создал фрески в церкви Санта Мария Донна Реджина (1316–20). К. — первый художник кон. XIII в., опиравшийся в своем творчестве не только на романские и визант., но и на раннехрист. и позднеантичные традиции. Это касается прежде всего объемно-пластической моделировки фигур и построения пространства, а также обращения к технике двухслойной фрески, характерной для раннехрист. росписей. Ранняя работа К. — росписи рим. базилики Св. Павла (Сан Паоло фуори ле Мура, ок. 1279–90) — погибла от пожара в XIX в. Мозаики апсиды храма Санта Мария ин Трастевере (1291), посвященные житию Богородицы, сочетают традиционную визант. иконографию с элементами, характерными для Проторенессанса: фигуры объемны и монументальны, архитектурные декорации, поставленные в необычных ракурсах, создают тонкие пространственные планы. В мозаиках намечен переход от символического обозначения пространства через т.н. золотой фон (прием, характерный для ср.-век. живописи) к трехмерному изображению, дающему ощущение глубины и предвосхищающему поиски мастеров Возрождения. От росписей храма Св. Цецилии (Санта Чечилия ин Трастевере, 1293) сохранились только фрагменты фрески Страшный суд на зап. стене храма с изображением апостолов, восседающих на тронах. В этой композиции также использованы визант. иконогр. традиции. Пластическая мощь изображения побудила Л. Гиберти назвать живопись К. gran relievo («высокий рельеф»): отд. фигуры благодаря их ярко выраженной объемности кажутся почти отделившимися от стены. Образы апостолов исполнены монументальной торжественности и внутр. гармонии. С особенным мастерством написаны их лики: художник накладывает краски тонкими слоями, которые постепенно высветляются и создают мягкую светотень. Вокруг К. в Риме сложилась худож. школа; ее серьезное влияние прослеживается в итал. живописи до сер. XIV в. Вероятно, один из мастеров круга К. был учителем Джотто.

Лит-ра: Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII–XIV вв. М., 1987, с. 27–28; Lavagnino E. Pietro Cavallini. R., 1953; Sindona E. Pietro Cavallini. Mi., 1958; Toesca P. Cavallini. L., 1960; Paeseler W. Cavallini e Giotto: Aspetti cronologici. R., 1971.

Н. Боровская

Католическая энциклопедия

EdwART

2011

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины