Католическая энциклопедия - ретабло
Ретабло
(retablo — от лат. retro — за, позади и tabula — доска, первоначально retrotabulum) — испанский вариант алтарного образа.
Ретабло представляет собой сложную архитектурно-декоративную композицию, как правило, достигающую потолка. Оно включает архитектурное обрамление, фигурную и орнаментальную скульптуру, а также живописные изображения. Тип возник в середине XIV в. в средневековой Испании. Позже распространился и в странах Латинской Америки.
В более узком значении слово ретабло употребляется для обозначения испанской религиозной живописи периода средних веков и раннего Ренессанса, которая была частью этих сооружений.
Конструкция Ретабло — своего рода стенка с чётко выявленными гранями. Она образует прямоугольный каркас, чаще всего с тремя полями. Поля обозначаются вертикальными тягами. В центре помещается более крупное изображение (Мария с младенцем, святой, которому посвящён алтарь, главные евангельские сцены).
Боковые поля заняты вертикальными и горизонтальными композициями меньшего размера.
У подножия ретабло, образуя его основание, тянется узкая пределла, где размещались небольшие картины с фигурами святых, сценами их жития, иногда сюжетами Страстей Христовых.
Ретабло изготовлялись из следующих материалов — дерево, мрамор, алебастр, гипс. Они раскрашивались и покрывались позолотой.
Отличия от православного иконостаса
* Иконостас ставится впереди алтаря, отделяя его от остального храма и молящихся, а ретабло, наоборот, устанавливается сразу позади него.
* В православии скульптурные украшения иконостаса не одобрялись, для ретабло скульптура становится одним из главных выразительных средств, встречаются полностью скульптурные ретабло.
Живопись Испанские художники, писавшие ретабло с середины XIV в., стояли у истоков возникновения испанской живописи периода Возрождения. В определённый период они работали в русле «интернациональной готики». Особенно примечательны каталонские мастера: братья Серра, Луис Борраса, Бернат Марторель, Жауме Уге (1415—1492), Жауме Басо (ок. 1410—1461, по прозвищу Жакомарт).
Литература
* Каптерева Т. П. «Испания. История искусства». М.«Белый город», 2003. ISBN 978-5-7793-0610-2
Католическая энциклопедия
EdwART
2011
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 776 | |
2 | 546 | |
3 | 383 | |
4 | 374 | |
5 | 367 | |
6 | 355 | |
7 | 352 | |
8 | 350 | |
9 | 350 | |
10 | 348 | |
11 | 341 | |
12 | 336 | |
13 | 336 | |
14 | 330 | |
15 | 322 | |
16 | 320 | |
17 | 318 | |
18 | 316 | |
19 | 314 | |
20 | 309 |