Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - да тун-великое единение

Да тун-великое единение

да тун-великое единение

"Великое единение", "Великое равенство" (да тун1). Одна из основных утопических социально-политических концепций конфуцианства. Главный компонент бинома да тун понятие "тун1" ("единение, объединение, совместимость, тождественность") в древнекитайских памятниках имеет разные значения. Например, в Чжоу ли (5-2 вв. до н.э.) объединение из 10 тысяч территориальных единиц, "колодцев"

(цзин6, см.

Цзин Тянь);

в Мо-цзы (5-3 вв. до н.э.) тун1 определяется как "повторенность" (чун), "[[едино]]телесность" (ти1), "совместимость" (хэ3), "родственность" (лэй) таким образом высвечивается общая идея сведения разных элементов в единое целое. Словосочетание да тун впервые прозвучало в Шу цзине (8-5 вв. до н.э.) как обозначение результата разделения земли древним "совершенномудрым" правителем Юем на девять областей (ср.

идею цзин тянь) и образования таким образом социально-политически, экономически и культурно иерархизированного множества территорий. В другом месте Шу цзина да тун подразумевает такое положение в обществе, когда все инстанции, влияющие на принятие важного государственного решения, единодушны. Перечисление этих инстанций (государь, оракулы, сановники, служилые люди, народ) предполагает четкую социальную иерархию.

Собственно концепция да тун впервые была представлена в гл. 9 Ли юнь ("Циркуляция правил благопристойности", "Действенность ритуала") конфуцианского трактата Ли цзи (5-2 вв. до н.э.), где устами Конфуция описываются два состояния общества: идеальное да тун и приемлемое сяо кан ("малое процветание"). Определение сущности да тун в двух фразах из девяти иероглифов "Да дао чжи син е.

Тянь ся вэй гун" обычно принято толковать примерно следующим образом: "Когда действовало Великое дао (или: когда шли по Великому пути). Поднебесная принадлежала всем (была общей)". Сущность общества сяо кан определяется параллельной конструкцией из двух фраз: "Цзинь Да дао цзи инь. Тянь ся вэй цзя" ("Ныне, когда Великое дао уже скрылось.

Поднебесная принадлежит семьям"). Этот параллелизм обычно толкуется как противопоставление идей всеобщего равенства и принадлежности всего всем, с одной стороны, и разделенности мира с другой. Но в этом случае идея да тун входит в противоречие с установкой конфуцианства на жесткую социальную иерархию. Это заставляло уже средневековых китайских мыслителей (например, Чжу Си, 12 в.

), а впоследствии китайских и зарубежных исследователей сомневаться в конфуцианском происхождении концепции да тун и искать ее корни в идеях даосизма, мо цзя, нун цзя и т.п. По-видимому, тезис "Тянь ся вэй гун" определение да тун означает такое состояние Поднебесной, при котором все в ней гармонизировано как в едином здоровом организме с ненарушенной естественной иерархией органов и функций.

Наличие организмического смысла у термина "да тун" подтверждает его определение в Люй-ши чунь цю (3 в. до н.э.): "[[Когда]] Небо, Земля и тьма вещей [[подобны]] телу (шэнь2) одного человека, это называется да тун". Понятие "гун2", фигурирующее здесь в качестве определения Поднебесной, выражает идею централизованной социальной иерархии во главе со справедливым правителем гуном. Справедливость, связанная с термином "гун2", в социальном плане понималась как правильное единоначалие и отсутствие каких-либо бесконтрольных проявлений частных интересов (сы1) и самостийных группировок (дан) (например, Чжуан-цзы, 33; Люй-ши чунь цю, I, 1, 14). Таким образом, гун2 может означать принадлежность не всем, а "главным"князьям-гунам, репрезентантам (см. Гун-обобщение) всех уровней социальной иерархии, на вершине которой находится главный репрезентант государь. В онтологическом плане подобная справедливость означала соответствие космическому порядку и его репрезентанту дао.

ЛИТЕРАТУРА

Фельбер P. Концепция да тун в новое и новейшее время. В кн.: Китай: государство и общество. М., 1977 Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало XX века). М., 1984 Кобзев А.И. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии. В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины