Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - исмаилиты

Исмаилиты

исмаилиты
(араб. "аль-исма'илийа"), одна из ветвей шиитского ислама, приверженцы которой верят, что лишь потомки шестого имама Джафара ас-Садика (ум. 765) и его сына Исмаила унаследовали имамат. Поскольку исмаилиты ограничивают количество имамов числом семь, их называют также "семеричниками". Большинство шиитов полагают, что Исмаил был недостоин служить имамом, но исмаилиты возражают, что непогрешимый имам, поставленный самим Богом, не может лишиться своего статуса из-за какого-либо проступка (например, употребления вина).

Исмаила его последователи считали скрытым имамом. Следуя пифагорейской системе, они строили свою космологию вокруг числа 7. Создав гигантскую пропагандистскую машину, исмаилиты сыграли важную роль в социально-политических конфликтах и переворотах в средневековом исламе, положив начало движениям фатимидов, ассасинов и друзов.

Источником их силы, проявившейся, в частности, в движении карматов в Сирии и Ираке (ок. 870-1000), была как деятельность социально неустойчивых элементов, так и глубокое религиозное чувство. Созданные ими эзотерические доктрины включали ряд неисламских идей и мотивов. Номинальным главой современных исмаилитов является Ага-Хан из Бомбея, считающий себя потомком седьмого шиитского имама Исмаила. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  мусульманская секта, ветвь шиитов (см.), верующая, что имамы (непогрешимые "папы-императоры") должны быть из наследников Алия, зятя пророка. У шестого имама, Джафара Садыка, старшим сыном был Исмаил, младшим — Муса. За пьянство отец не признал прав Исмаила и назначил имамом Мусу, но часть шиитов, считая все поступки имама безгрешными, осталась при Исмаиле и по смерти Джафара (765) образовала особую ветвь — И. Потомки Исмаила, боясь аббасидских преследований, удалились в Хорасан и Кандахар, но секта не распалась благодаря энергии нескольких персидских патриотов, между которыми главную роль играл хитрый Абдаллах ибн-Меймун "Каддах" ("окулист"). Сам он держался учения Бардесана (одна из ересей парсизма), арабов и их религию ненавидел, но наружно исповедовал ислам. Для освобождения Ирана от арабского владычества Каддах (в 864 г.) реформировал секту исмаилитов таким образом, чтобы в нее вошли и враги ислама, и искренние мусульмане, и чтобы вторые были слепым орудием в руках первых. Для этого он ввел не одну, а несколько стадий посвящения. Нововведением его было также учение о скрывающемся имаме (мессианизм): некоторое время мир лишен...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины