Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - исмаилиты

Исмаилиты

исмаилиты

мусульманская секта, ветвь шиитов (см.), верующая, что имамы (непогрешимые "папы-императоры") должны быть из наследников Алия, зятя пророка. У шестого имама, Джафара Садыка, старшим сыном был Исмаил, младшим — Муса. За пьянство отец не признал прав Исмаила и назначил имамом Мусу, но часть шиитов, считая все поступки имама безгрешными, осталась при Исмаиле и по смерти Джафара (765) образовала особую ветвь — И. Потомки Исмаила, боясь аббасидских преследований, удалились в Хорасан и Кандахар, но секта не распалась благодаря энергии нескольких персидских патриотов, между которыми главную роль играл хитрый Абдаллах ибн-Меймун "Каддах" ("окулист"). Сам он держался учения Бардесана (одна из ересей парсизма), арабов и их религию ненавидел, но наружно исповедовал ислам. Для освобождения Ирана от арабского владычества Каддах (в 864 г.) реформировал секту исмаилитов таким образом, чтобы в нее вошли и враги ислама, и искренние мусульмане, и чтобы вторые были слепым орудием в руках первых. Для этого он ввел не одну, а несколько стадий посвящения. Нововведением его было также учение о скрывающемся имаме (мессианизм): некоторое время мир лишен имама, который где-то таится, но затем придет и водворит свое царство (см. Махди), а пока Абдаллах ибн-Меймун — его апостол. Искренними, доверенными помощниками Каддаха были только зороастрийцы, манихеи, бардесаниты, фильсуфы (приверж. греч. филос.) и вообще вольнодумцы. Из них он организовал миссионеров ("даыев"), которые должны были пользоваться именем Алидов для отвода глаз и вербовать прозелитов для секты, держась правила, что цель оправдывает средства. Наружно даыи должны были вести крайне строгую жизнь. Овладев доверием мусульманина даы должен был внушать ему мысль, что в Коране многие места имеют сокровенный смысл и что он — даы — владеет ключом к ним. Если прозелит клялся соблюдать молчание и вносил положенную сумму денег, даы посвящал его в первую степень учения и, рассыпая каждую минуту хвалы Мухаммеду, истолковывал Коран далеко не правоверно. По отношению к лицам грубым и неразвитым пропаганда на этом и останавливалась; но если даы считал своего ученика способным на большее, он продолжал лицемерить, опутывал сетями душу неофита и осторожно доводил его до второй степени (всех степеней посвящения было 9). На второй и на третьей степени смысл Корана еще более извращался, а на четвертой прозелит узнавал, что Мухаммед не есть последний, заключительный пророк: Он стоит выше Иисуса и Моисея, но ниже грядущего имама (значит, посвящаемый переставал быть с этого момента мусульманином). Восходя по дальнейшим степеням, посвящаемый понемногу узнавал, что нужно смотреть в глубь религии, а не на внешность, что обрядыпустая формальность, что все религии мира — в сущности одинаковы, что религ. предписания обязательны только для грубой черни, а не для того, кто знает их мистич. смысл; тут же прозелиту внушалось, что философия выше религии. Посвященные до конца делались вольнодумцами и исповедовали идеи, близкие к Пифагоровым, Аристотелевым и Платоновым, или идеи магизма, манихейства, бардесанизма. Впрочем, Каддах и его преемники вполне посвящали в тайны секты лишь немногих: главную массу составляли адепты первых стадий, которых Каддах называл ослами. Даже не каждый даы знал о конечных доктринах секты и, распространяя учение известной степени, не подозревал, что доктрина еще не исчерпана. В силу своей крепкой организации исмаилизм медленно, но прочно опутывал невидимой цепью весь халифат, втягивая в себя парсов, мохаммедан, иудеев, христиан и др. Когда Абдаллах (живший в сирийском городе Селамии) умер, верховным даы (гроссмейстером) сделался его сын Ахмед, избравший резиденцией ту же Селамию. При нем секта приобрела огромное политическое значение. Один из его даыев, посланный в Ирак (887),обратил в исмаилизм некоего Кармата, и тот образовал особую группу И. — карматов. В 890 г. карматы овладели областью Севад, а вскоре и Бахрейном, и стали грозой соседей; высланные против них войска халифа были разбиты (900). Затем даыи проникли в Африку, возвещая скорое пришествие "махди"; они подняли берберское племя кетамов (около нын. Константины) против династии Аглабидов и свергли ее. В качестве махди явился к берберам (902) из Селамии тогдашний гроссмейстер И., Абу-Сеид, который принадлежал к роду Каддаха, но выдавал себя за потомка Алия и принял имя Обейдаллаха. Провозглашенный (909) халифом, он начал собой знаменитую династию Фатымидов (Фатыма — дочь пророка, жена Алия). В руки Фатымидов затем попал Египет. О дальнейшей истории И. см. Карматы, Фатымиды, Друзы, Ассасины, Носейриты.

Литература. Новейри и Макризи (фр. перев. С. de Саси в I т.) "Exposé de la rel. des Druzes" (Пар., 1838); статья Дози в его "Essai sur l'hist. de l'isl." (Лейд., 1879; русск. перевод этой статьи у Уманца, в "Очерке развития религ. мысли", полон грубых ошибок); Гюйяр (Guyard), "Un grand maître des Assassins" ("Journ. Asiat.", 1877 и отд.).

А. Крымский.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (араб. "аль-исма'илийа"), одна из ветвей шиитского ислама, приверженцы которой верят, что лишь потомки шестого имама Джафара ас-Садика (ум. 765) и его сына Исмаила унаследовали имамат. Поскольку исмаилиты ограничивают количество имамов числом семь, их называют также "семеричниками". Большинство шиитов полагают, что Исмаил был недостоин служить имамом, но исмаилиты возражают, что непогрешимый имам, поставленный самим Богом, не может лишиться своего статуса из-за какого-либо проступка (например, употребления вина). Исмаила его последователи считали скрытым имамом. Следуя пифагорейской системе, они строили свою космологию вокруг числа 7. Создав гигантскую пропагандистскую машину, исмаилиты сыграли важную роль в социально-политических конфликтах и переворотах в средневековом исламе, положив начало движениям фатимидов, ассасинов и друзов. Источником их силы, проявившейся, в частности, в движении карматов в Сирии и Ираке (ок. 870-1000), была как деятельность социально неустойчивых элементов, так и глубокое религиозное чувство. Созданные ими эзотерические доктрины включали ряд неисламских идей и мотивов. Номинальным главой...
Энциклопедия Кольера

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины