Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - константинопольские соборы

Константинопольские соборы

константинопольские соборы

ряд поместных соборов и четыре общецерковных собора, три из которых, по общему признанию, были вселенскими (относительно четвертого существуют разногласия). I Константинопольский собор (II Вселенский, 381), признанный вселенским на Востоке в 451, а на Западе несколько позже, осудил македонианство и другие ереси и подтвердил Никейский символ веры.

II Константинопольский собор (V Вселенский, 553) предал анафеме Феодора Мопсуестийского, Феодорита Киррского и Иву Эдесского, что привело к ряду новых схизм. III Константинопольский собор (VI Вселенский, 680) осудил указ Изложение (Эктесис, составленный Сергием и изданный императором Ираклием в 638) и излагавшееся в нем учение монофелитов как ересь и прибавил к тексту Халкидонского вероопределения положение о том, что в Иисусе Христе следует признавать "два естественных действия неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо и две естественных воли". IV Константинопольский собор (VIII Вселенский, согласно счету, принятому в Римско-католической церкви; большинство православных церквей не признает его вселенским) (869-870), был созван папой Адрианом II в связи с делом Фотия, который был осужден на этом соборе. Собор подтвердил первенство юрисдикции Римского Престола, признал дипломатический иммунитет папы и патриархов и окончательно осудил иконоборчество.

См. также Халкидонский Собор.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (более замечательные): 1) собор 381 г., второй вселенский. Ко времени воцарения Феодосия Великого вся восточная церковь находилась в крайнем расстройстве, в которое приведена была распоряжениями отчасти имп. Юлиана, отчасти арианствовавших императоров, преимущественно Валента. Преобладали ариане крайней фракции — евномиане и евдоксиане; за ними следовали полуариане, учившие, что Сын подобен (όμιούσιος), но не единосущен (όμοόυσιος) Отцу, как это определил Никейский собор. Из этой партии выделялась особая фракция македониан (по имени константинопольского епископа Македония, 355-359), которые признавали Св. Духа третьим лицом Троицы по чести, но по существу отличным от первых двух лиц, — творением, а не Богом. Затем сильно волновали церковь ереси аполлинаристов, маркеллиан (см.), фотиниан (см.) и др. Даже самих православных на Востоке одновременное существование в Антиохии двух епископов (из которых один был поставлен восточными, другой — западными церквями) разделило на два враждебных лагеря. Феодосий Вел. созвал в Константинополе собор "для утверждения во всей Империи никейского учения против всех ересей", существовавших в...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины