Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - контрапункт

Контрапункт

контрапункт

искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В истории музыки термин "контрапункт" прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В более широком и общепринятом значении термин контрапункт употребляется в характеристике музыки всех последующих эпох. Термин "полифония" во многом синонимичен термину "контрапункт", им тоже часто характеризуются музыкальные сочинения, написанные с применением контрапункта.

Первый расцвет контрапунктического стиля приходится на 16 в. Вершиной его считаются хоровые сочинения Палестрины (ок. 1525-1594), хотя и у Палестрины и даже ранее можно усмотреть (принимая во внимания т.н. проходящие ноты) элементы гармонического письма. При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик.

Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, в отличие от "солирующего" голоса в гомофонном стиле. Хотя искусство Палестрины в сочинении контрапунктических произведений для хора без сопровождения осталось непревзойденным, мастерство контрапункта достигло второй вершины в инструментальных и хоровых произведениях И.

С.Баха (1685-1750). Контрапункт Баха опирается на более развитую гармоническую систему и отличается большей свободой мелодических линий. У Баха гармонический остов контрапункта особенно заметен в партии "фигурированного баса" (basso continuo), исполнявшейся на органе или на клавире. Контрапункт в 20 в. П.Хиндемит (1895-1963) пришел к выводу, что контрапункт в предшествующие три с половиной столетия оказался слишком тесно связанным с гармонической основой, что препятствовало развитию, индивидуализации отдельных голосов.

"Линеарный контрапункт" Хиндемита в определенном смысле есть возврат к допалестриновскому стилю, хотя в плане употребления диссонансов этот стиль вполне современен. По мысли Хиндемита, диссонантное, конфликтное соотношение партий заставляет слушателя воспринимать их как самостоятельные линии в отличие от контрапункта, опирающегося на традиционную гармонию.

Этой теории противоречит тот факт, что, отказываясь от традиционной гармонии, композитор строит свой стиль не на произвольно выбранных интервальных соотношениях, а на собственной системе диссонантной гармонии. Следовательно, слушательское восприятие все равно оказывается привязанным к гармонической основе.

Виды контрапункта.

Учение о контрапункте является важной ветвью теории музыки. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды контрапункта. По классификации И.Й.Фукса (1660-1741), трудности сочинения и сочетания независимых мелодических линий преодолеваются на пяти этапах. Первый "нота против ноты" (лат. punctum contra punctum, от чего и произошло слово "контрапункт"): здесь ритм "добавленного голоса" (противосложение) идентичен ритму основного голоса (cantus firmus). Второй этап состоит в сочинении двух нот противосложения на одну ноту кантуса; третий этап в сочинении четырех нот на одну ноту кантуса. На четвертом этапе вводятся синкопы (обычно это задержания); на пятом этапе сочинение становится более свободным. В т. н. строгом контрапункте попытка сочинять по нормам 16 в.

часто сочетается с употреблением старых церковных ладов. Свободное контрапунктическое письмо основывается скорее на закономерностях мажоро-минора, нежели на ладах, и в отличие от строгого контрапункта здесь присутствуют модуляции, развитая гармоническая основа и более диссонирующие проходящие ноты.

ЛИТЕРАТУРА

Курт Э.

Основы линеарного контрапункта. М., 1931 Протопопов В.В. История полифонии, вып. 1-5. М., 1962-1987 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  м.1) Искусство гармонического сочетания в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких одновременно звучащих самостоятельных голосов, мотивов, мелодий; само такое сочетание.2) Один из разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.3) Мелодия, сопровождающая основную тему. ...
Толковый словарь Ефремовой
2.
  КОНТРАПУ́НКТ -а; м. [нем. Kontrapunkt] Муз.1. Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое.2. Один из главных разделов теории музыки, посвящённый изучению таких сочетаний. ◁ Контрапункти́ческий, -ая, -ое. К-ие комбинации (основанные на правилах контрапункта). Контрапу́нктный, -ая, -ое. Преподавать в контрапунктном классе.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
3.
  (ит. Contrapunto, нем. Contrapunkt, франц. Contrepoint) — соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающееся полным благозвучием. Разница между гармонией и К. та, что в первой голосоведение является следствием правильного чередования аккордов, а во втором аккорды являются следствием совпадения нескольких самостоятельных голосов. В гармонии на первом плане выбор аккордов, а на втором — голосоведение, не особенно рельефное. В К. на первом плане рельефность, самостоятельность голосоведения, а на втором — гармония. К. предшествовали орган (в конце Х ст.), параллельный (сочетание голосов в квартах, квинтах, октавах в прямом направлении), блуждающий (развился из предыдущего, вследствие прибавления других интервалов), фо-бурдон (сочетание голосов преимущественно в секстах и квартах). Одновременно с последним развился дискант, в котором видны попытки придать голосам большую самостоятельность, сообщая им противоположное движение (XII ст.). С развитием нотного письма явилось слово К. К нотам данной мелодии (Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодии; нота (punctus) одной мелодии ставилась против ноты другой. Этот процесс...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
4.
  -а, м. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении. II прил. контрапунктический, -ая, -ое и контрапунктный, -ая, -ое. ...
Толковый словарь Ожегова
5.
  контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта творчество Баха и Генделя. || Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать контрапункт. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины