Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - мелодия

Мелодия

мелодия

в широком музыкальном смысле осмысленная последовательность тонов, имеющая две главных характеристики пространственную (высотность) и временную (ритм). Важнейшее свойство мелодии, в отличие от любой случайной последовательности звуков, состоит в том, что слушатель воспринимает не просто отдельные интервалы, а линию, т.е. организованное целое, а не сумму единиц.

Мелодический (интонационный) элемент есть важнейший, первичный компонент любой музыки. Однако в разных культурах этот элемент получает разные истолкования. Оставляя в стороне принципиально важные вопросы звукорядов и ритмических формул, лежащих в основе того или иного типа мелодии, можно выделить три подхода к мелодическому элементу.

Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. "подголосками" (гетерофония).

В полифонической музыке (расцвет которой приходится на 18 в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью и все воспринимаются скорее как "горизонтальные", нежели "вертикальные" созвучия. Наконец, в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в 18 в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос данной гармонической структуры (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).

В 18-19 вв. теоретики, поглощенные гармоническим, "вертикальным" аспектом музыки, часто видели в мелодии только побочный продукт гармонии; общераспространенным стало деление музыкальной ткани на три компонента мелодию, гармонию, ритм. Подобный подход не учитывал, что ритм является внутренним свойством мелодии и что на самом деле гармония произошла из мелодии, а не наоборот.

Последний вывод подтверждается хотя бы тем, что древнегреческие авторы употребляли понятие "гармония" для описания мелодической организации современной им монодии. Так же мыслили и средневековые европейские теоретики, исследовавшие монофоническое григорианское пение, и позднее такие ученые, как Йоханнес Тинкторис (15 в.), занимавшиеся более сложными проблемами полифонии.

В 19 в. Г.фон Гельмгольц (1821-1894) и другие ученые применили к изучению мелодии методы физики и психологии, хотя мелодия продолжала и в это время рассматриваться как последовательность отдельных звуков. В конце 19 в. появился иной подход к данному вопросу, он быстро закрепился в психологии музыки и повлиял на музыкальную теорию.

Мелодия стала трактоваться как самостоятельное организованное целое. В соответствии с этим взглядом, в основе мелодии лежит "опорный тон", разворачивающийся через разные уровни высотности и образующий некий интонационный рисунок. Этот рисунок является ядром мелодии, поскольку он легко распознается при транспонировании интонаций на другие уровни высотности и даже при изменении интервальных соотношений между тонами мелодии.

Ритмический рисунок является важнейшим временным компонентом мелодии, он тоже узнается при не слишком радикальных изменениях. Сложность взаимодействия этих двух аспектов обусловливает трудности аналитического рассмотрения мелодии; мелодия тот фактор музыкальной композиции, который в наименьшей степени поддается рациональному подходу и в наибольшей степени связан с интуицией и вдохновением.

ЛИТЕРАТУРА

Мазель Л.А. О мелодии. М., 1952 Холопова В.Н. Мелодика. М., 1984 Дьячкова Л.С. Мелодика. М., 1985 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ж. франц. погудка, устав, уставка, напев, голос, песня; основные, последовательные звуки музыкального сочинения, напев в один голос, последовательная согласность звуков (гармония, созвучье, совместная согласность). Старая погудка на новый лад. Не дорога песня, дорога уставка. Мелодический, к мелодии относящийся: согласный в последовательности звуков; напевный, голосовой. Мелодикон м. род духовых фортепиан. Мелодист, сочинитель, известный приятными напевами своими. Меломания, страсть к музыке. Меломан, -нка, страстный любитель музыки. Мелодрама, драма с музыкою и пением. -тический, -тичный, к ней относящ.: говорят о страстных и потрясающих явлениях, вставляемых в мелодрамы. ...
Толковый словарь Даля
2.
  мело́диясущ., ж., употр. сравн. частоМорфология: (нет) чего? мело́дии, чему? мело́дии, (вижу) что? мело́дию, чем? мело́дией, о чём? о мело́дии; мн. что? мело́дии, (нет) чего? мело́дий, чему? мело́диям, (вижу) что? мело́дии, чем? мело́диями, о чём? о мело́диях1. Мелодия — это гармоничная последовательность звуков, которые образуют музыкальное единство. Весёлые танцевальные мелодии. | Написать лирическую мелодию к фильму. | Узнать мелодию известной оперетты.= мотив2. Мелодией слов, фразы, голоса и т. п. называют их приятное звучание. Он услышал мелодию знакомого голоса.• мелоди́ческий прил. Мелодическое строение песни.Толковый словарь русского языка ДмитриеваД. В. Дмитриев.2003 ...
Толковый словарь Дмитриева
3.
  ж.1) Благозвучная последовательность звуков, образующая определенное музыкальное единство; напев.2) Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. ...
Толковый словарь Ефремовой
4.
  МЕЛО́ДИЯ -и; ж. [от греч. melos напев, песня]1. Определённая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство; мотив, напев. М. романса. М. вальса. Грустная м. Запомнить мелодию песни.2. Музыкальность, мелодичность; благозвучие. М. стиха. М. голоса. ◁ Мелодический (см.).Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
5.
  (от греч. melos — пение, mélodie — франц., нем., melodia — итал.) — певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу. В М. допускаются неотдаленные модуляции, но преобладание главного лада необходимо. Кроме того, М. должна иметь симметрическое настроение и определенный ритм. М., как музыкальная мысль, должна быть закончена тонально и ритмически, т. е. иметь каденцию в конце. М., состоящая не из равномерных протяжных нот, а из нот разной длительности, заключает в себе мотив, т. е. известную ритмическую фигуру, которая повторяется в первоначальном или измененном виде и составляет рисунок М. Мелодия музыкальной пьесы, выполняемая голосом, называется кантиленой. М. имеет формы предложения, или периода, или коленного склада (см. Формы). М., не имеющая строго ритмической симметричной формы мотива, называется речитативом. В обширном сочинении М., имеющая преобладающее значение, называется главной, другие же, менее значительные, — второстепенными. Всего чаще М. помещается в верхнем голосе, но встречается и в среднем, и в нижнем. М. составляет главный элемент в музыке; без нее не обходилось и не обходится ни одно музыкальное...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
6.
  -и, ж. Благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев. II прил. мелодический, -ая,-ое. ...
Толковый словарь Ожегова
7.
  мелодии, ж. (греч. melodia) (муз.). 1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. Мелодия речи. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины