Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - новгородцев павел иванович

Новгородцев павел иванович

новгородцев павел иванович

(1866-1924), русский правовед, философ, общественный деятель. Родился 28 февраля 1866 в Бахмуте. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1897 защитил магистерскую, а в 1903 докторскую диссертацию (Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве). С 1896 приват-доцент, а затем профессор Московского университета. Состоял в партии кадетов, был депутатом Первой Государственной думы.

Под его редакцией в 1902 увидел свет сборник Проблемы идеализма, который можно считать своеобразным метафизическим манифестом. В статье сборника Нравственный идеализм в философии права Новгородцев, критикуя исторический релятивизм в понимании права, отстаивал тезис о метафизическо-нравственных основаниях "естественного права" и утверждал необходимость "признания абсолютных начал".

В своей мировоззренческой эволюции ученый-юрист испытал влияние кантианства и нравственно-правовых идей Вл.С.Соловьева. Определению роли метафизических принципов в истории правовых отношений, фундаментальной связи права и нравственности, права и религии были посвящены основные труды Новгородцева его докторская диссертация Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве (1903), работы Кризис современного правосознания (1909), Об общественном идеале (1917) и др.

Новгородцев последовательно развивал понимание метафизической природы личности, настаивая на том, что "проблема личности коренится не в культуре или общественных проявлениях личности, а в глубине ее собственного сознания, в ее морали и религиозных потребностях". В работе Об общественном идеале Новгородцев подверг радикальной философской критике различные типы утопического сознания.

С его точки зрения, именно признание необходимости "абсолютного общественного идеала", не сводимого ни к какой социально-исторической эпохе, "ступени", "формации" и пр., позволяет избежать утопического соблазна, попыток практического осуществления мифологем и идеологем "земного рая". "Нельзя в достаточной мере настаивать на важности тех философских положений, которые вытекают из основного определения абсолютного идеала... Лишь в свете высших идеальных начал временные потребности получают оправдание.

Но с другой стороны, именно в виду этой связи с абсолютным каждая временная и относительная ступень имеет свою ценность... Требовать от этих относительных форм безусловного совершенства значит искажать природу и абсолютного, и относительного и смешивать их между собою". В 1918 Новгородцев участвует в сборнике Из глубины. В 1920 он эмигрировал.

Основал в Праге Русский юридический институт, был его деканом до конца жизни. Поздние сочинения Новгородцева (О путях и задачах русской интеллигенции, Существо русского православного сознания, Восстановление святынь и др.) свидетельствуют о том, что его духовные интересы в конце жизни были сосредоточены на проблемах религии и метафизики.

Умер Новгородцев в Праге 23 апреля 1924.

ЛИТЕРАТУРА

Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993 Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  писатель. Род. в 1866 г.; учился в московском университете по юридич. факул. В 1894 г. получил звание приват-доцента моск. унив.; с 1898 г. читал самостоятельный курс по кафедре энциклопедии и истории философии права. В 1897 г. защитил диссертацию на степень магистра государств. права: "Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба" (М., 1896); в 1902 г. получил степень доктора за исследование: "Кант и Гегель в их учении о праве и государстве. Два типических построения в области философии права" (М., 1901). Состоит профессором моск. университета; читает историю философии на моск. высших женских курсах. Занимался преимущественно проблемой естественного права, как морально-критической инстанции над положительными законодательствами. Обоснованию возрождающейся ныне естественно-правовой доктрины служат у Н. новейшие выводы из нравственной философии Канта. Главный интерес при исследовании этой идеи, по убеждению Н., должен быть перенесен с проблемы об условиях правообразования, поглощавшей почти все внимание Савиньи, Пухты и их преемников, на вопрос о самостоятельном значении нравственной оценки явлений. У Канта получает незаменимую...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины