Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - скрипка

Скрипка

скрипка
важнейший из современных струнных смычковых инструментов. Происхождение струнных смычковых неясно. Согласно К.Заксу, смычок впервые упоминается в Персии и Китае в 9 в., а фидели начинают появляться в Европе в 10 в.: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями фидель, виела или виола в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе в 11 в. и сохранялся в различных видах около шести столетий. К концу 16 в. ясно различались два основных семейства струнных смычковых инструментов: виолы и скрипки. Главные отличия между ними относились к конструкции инструмента: виолы имели плоскую нижнюю деку, покатые плечи, резонаторные отверстия в форме буквы s (эсы), широкую шейку, лады на грифе и 6-7 тонких струн, в то время как для скрипок были характерны выпуклая нижняя дека, округленные плечи, отверстия в форме буквы f (эфы), узкая шейка, отсутствие ладов на грифе и 4 толстых струны. На виолах всех разновидностей играли, упирая их в колено или держа между коленями, как и более крупные разновидности семейства скрипок; другие разновидности скрипок держали на плече, позже под подбородком. Помимо обозначения самого инструмента, термином "скрипка" называлось также семейство, включавшее альт, виолончель и некоторые виды контрабаса.

Четыре струны скрипки настроены по квинтам: соль, ре1, ля1, ми2. Струна соль обвита металлической канителью, струна ми обычно делается из металла. Прием защипывания струн пальцами называется пиццикато (pizzicato). Иногда на струны, а именно на подставку надевается маленькое деревянное приспособление для приглушения звука, называемое сурдиной.

В отличие от большинства современных инструментов, которые были усовершенствованы только после долгого развития и экспериментирования, скрипка вступила в свой "золотой век" в начале собственной карьеры. Первыми скрипичными мастерами, достойными упоминания, были Гаспаро Бертолотти (или "да Сало") (ок. 1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (ок.

1580-1632), оба из Брешии на севере Италии. Однако уже при их жизни расположенная неподалеку Кремона стала завоевывать славу мирового центра скрипичного производства. Более ста лет (ок. 1575-1680) главную роль в этом процессе играла семья Амати, особенно Николо (1596-1684), который сделал более плоским выпуклый корпус старинной виолы да браччо, заузил ее "талию", заострил уголки, усовершенствовал резонаторные отверстия и улучшил лаковое покрытие. Самым знаменитым учеником Н.Амати был Антонио Страдивари (ок. 1644-1737), более 1100 инструментов которого (свыше 600 из них известны сегодня) считаются вершиной в области скрипичного мастерства всех времен. Третье место в великом триумвирате кремонцев занимает семьи Гварнери, особенно Джузеппе дель Джезу (1698-1744), который изготавливал инструменты, обладавшие яркой индивидуальностью и сильным звучанием. К 1750 славный период скрипичных мастеров закончился, хотя Германия, Франция, Англия и другие страны, а также Италия и продолжали делать скрипки. Современная скрипка отличается от экземпляров, сделанных триста лет назад, главным образом более блестящей звучностью, которой она обязана более толстым жильным струнам, удлиненным шейке и грифу и более высоким подставкам.

Около 1820 композитором и скрипачом Людвигом Шпором, был изобретен подбородник. Хотя многие современные скрипки массового фабричного производства и предназначаются они для учащихся музыкальных школ и музыкантов-любителей, а многие другие представляют собой подделки или копии известных старых инструментов, изготавливают и некоторые прекрасные экземпляры, которые выдерживают сравнение с кремонскими.

Считавшаяся поначалу молодой громкоголосой выскочкой (а во Франции инструментом, подходящим только для танцев), скрипка вытеснила виолу ренессансных времен лишь тогда, когда в 18 в. музыка из гостиных перешла в концертные залы и на большую оперную сцену. По чувствительности и выразительности звучания, бесконечному разнообразию технических возможностей, от всевозможных приемов игры смычком до щипковых и ударных эффектов, скрипка является непревзойденным сольным инструментом как для "пропевания" простой мелодии, так и для виртуозного исполнения.

В течение трех столетий она играет ведущую роль в оркестровой и камерной музыке. В 16 и 17 вв., помимо альта и виолончели, были известны и несколько других разновидностей скрипки, ныне вышедших из употребления. Инструмент маленького размера, впервые упомянутый в 1618, используется сегодня как трехчетвертная скрипка при обучении детей.

См. также Амати; Гварнери; СТРАДИВАРИ, АНТОНИО; Альт; Виолончель.

ЛИТЕРАТУРА

Раабен Л. Скрипка. М., 1963 Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления скрипичных инструментов. М. Л., 1964 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  скри́пкасущ., ж., употр. сравн. частоМорфология: (нет) чего? скри́пки, чему? скри́пке, (вижу) что? скри́пку, чем? скри́пкой, о чём? о скри́пке; мн. что? скри́пки, (нет) чего? скри́пок, чему? скри́пкам, (вижу) что? скри́пки, чем? скри́пками, о чём? о скри́пках1. Скрипкой называют смычковый музыкальный инструмент. Цыганские скрипки. | Концерт для двух скрипок. | Скрипка Страдивари. | Яков весь день играл на скрипке.2. Скрипкой называют учебный предмет в музыкальном училище, консерватории. Окончил музыкальную школу по классу скрипки.3. Скрипкой называют сольную игру на скрипке. Танцевать под скрипку. | Люблю скрипку.4. Скрипкой называют музыканта, который играет на этом инструменте. Одинокая скрипка играла один и тот же вальс. | На сцену вышли пианист, две скрипки и арфа.5. Первая скрипка — это скрипач, который исполняет ведущую партию в оркестре.6. Если кто-либо играет первую скрипку, то это означает, что этому человеку принадлежит главная, ведущая роль в каком-либо деле.• скри́почка сущ., ж.Толковый словарь русского языка ДмитриеваД. В. Дмитриев.2003 ...
Толковый словарь Дмитриева
2.
  1. ж.Струнный смычковый музыкальный инструмент.2. ж. разг.То же, что: скрипач. ...
Толковый словарь Ефремовой
3.
  СКРИ́ПКА -и; мн. род. -пок, дат. -пкам; ж.1. Смычковый четырёхструнный музыкальный инструмент (самый высокий из смычковых по регистру). Играть на скрипке. Слушать скрипку. Настраивать скрипку. Концерт для двух скрипок. Закончил музыкальную школу по классу скрипки. род.2. Музыка, исполняемая на этом инструменте. Танцевать под скрипку. Люблю скрипку.3. Разг. Музыкант, играющий на этом инструменте. ◊ Первая скри́пка. 1. Скрипач, исполняющий ведущую партию в оркестре. -2. Человек, которому принадлежит в чём-л. главная, ведущая роль. Играть первую скри́пку. 1. Играть в оркестре ведущую партию; -2. Быть самым главным лицом в каком-л. деле. ◁ Скри́почка, -и; ж. Уменьш.-ласк.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
4.
  (violino — итал., violon — франц., Violine, Geige — нем.) — смычковый струнный инструмент, самый высокий в группе оркестровых смычковых инструментов. С. — это сопрано старинного семейства виол, уменьшенная виола, т. е. violino. Прототипами С. были арабский ребаб и германская рота, слияние которых и образовало виолу. Формы С. установились к XVI в.; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством С., среди которых С. Страдивария и Гварнериа в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко. Из скрипичных мастеров других стран особенно известен Якоб Стейнер (в Тироле), ученик Амати. Хотя современные фабриканты С. разных стран стараются подражать старинным мастерам, но С. их производства не стоят на уровне со С. вышеупомянутых мастеров; современные выдающиеся виртуозы почти все имеют для концертов С. старинных мастеров. С. состоит из плоского ящика, приблизительно овальной формы, с двумя выемками по бокам. Две выпуклые деки составляют существенную часть С. Верхняя делается из более мягкого дерева и имеет...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
5.
  -и, ж. Четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Концерт для скрипки с оркестром. Играть на скрипке. Первая с. (ведущий скрипач в оркестре; также перен.: о человеке, к-рому принадлежит руководящая роль в чём-н.). II прил. скрипичный, -ая, -ое. С. мастер. С. класс. * Скрипичный ключ (спец.) — знак на нотном стане, устанавливающий высоту и название следующих за ним нот высокого и среднего регистра. ...
Толковый словарь Ожегова
6.
  (скрыпка обл.), скрипки, ж. Самый высокий по тембру и диапазону четырехструнный музыкальный инструмент. Настроить скрипку. играть на скрипке. Первая, вторая крипка (см. первый в 10 знач.). играть первую скрипку см. играть. Первая скрипка (разг.) перен. человек, к-рому принадлежит руководящая, ведущая, влиятельная роль в чем-н. Он у нас в учреждении первая скрипка. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины