Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - скрипка

Скрипка

скрипка

(violino — итал., violon — франц., Violine, Geige — нем.) — смычковый струнный инструмент, самый высокий в группе оркестровых смычковых инструментов. С. — это сопрано старинного семейства виол, уменьшенная виола, т. е. violino. Прототипами С. были арабский ребаб и германская рота, слияние которых и образовало виолу. Формы С. установились к XVI в.; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством С., среди которых С. Страдивария и Гварнериа в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко. Из скрипичных мастеров других стран особенно известен Якоб Стейнер (в Тироле), ученик Амати. Хотя современные фабриканты С. разных стран стараются подражать старинным мастерам, но С. их производства не стоят на уровне со С. вышеупомянутых мастеров; современные выдающиеся виртуозы почти все имеют для концертов С. старинных мастеров. С. состоит из плоского ящика, приблизительно овальной формы, с двумя выемками по бокам. Две выпуклые деки составляют существенную часть С. Верхняя делается из более мягкого дерева и имеет два небольших отверстия в форме франц. буквы S, для резонанса; нижняя приготовляется из твердого дерева, для отражения звука. Вдоль верхней деки и грифа помещаются четыре кишечные струны, которых верхние концы наматываются на колки, воткнутые в отверстия головки, а нижние концы прикреплены к подгрифку, на нижней части деки. Подставка, или кобылка, поддерживает натянутые струны, находясь между двумя отверстиями, сделанными в деке. Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключен). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. Строится С. по квинтам. Верхняя, или первая, струна строится в ми во второй октаве и называется струною е, или квинтою. Хотя С. имеет четыре струны, но струна е называется квинтою, потому что С. произошла от старинного альта, имевшего квинту. Вторая струна строится в а в первой октаве, третья — в d, четвертая, или басок (кишечная струна, обмотанная тонкой серебряной проволокой), — в g. Многие знаменитые скрипачи вследствие чисто технических требований настраивали С. иначе. НапримерОт прижима пальцем струна укорачивается и получает более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются пустыми и обозначаются нулем. Партия С. пишется в скрипичном ключе (см. Ключ). Объем С. — от g в малой октаве до с в четвертой октаве. Более высокие ноты трудны. От полуприжима струны получаются флажолеты (см.). Некоторые флажолетные ноты по своей высоте идут дальше обозначенного выше объема С. Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, четвертый — третьим, мизинец — четвертым. Позицией называется аппликатура четырех соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой. Способы ведения смычка (см. Смычок) имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На С. можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такое сочетание, преимущественно гармоническое, легче при пустых струнах и труднее без них. Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (pizzicato, см.). Для ослабления звука С. пользуются сурдиной (см.) — металлической, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки. На С. легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. С. доступны всевозможные, самые быстрые пассажи. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей. С. составляет существенную часть оркестра в смысле выразительности, разнообразия оттенков и технической свободы. Качества С.: обширный объем, сила, легкость, певучесть, изящество. Уменьшенная С. фабрикуется для первоначального обучения игры на С. детей. С. еще меньших размеров или карманная называется pochette (см.). С. является сольным инструментом в XVII в. Первыми произведениями для С. считаются: "Romanesca per violino solo е basso" Марини из Брешии (1620) и "Capriccio stravagante" его современника Фарина. Основателем художественной игры на С. считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693—1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры. Из немецких скрипачей известны Бибер, Штрунк (во второй половине XVII стол.), Штамитц, Каннабих. К знаменитым скрипачам позднейшего времени относятся Виотти, Паганини, Крейцер, Шпор, Массар, Венявский, Вьетан, Оль-Буль, Сивори, Саразате, Иоахим, Ондричек, Томсон, Ауэр, Исайе, Вильгельми. Скрипичная литература весьма обширна. Для С. много писали И. С. Бах, классики конца XVIII и начала XIX стол. (особенно Бетховен), позднее Шпор, Мендельсон, Вьетан, Венявский, Саразате, Иоахим, Брамс, Брух, Эрнст и мн. др. Из русских — Рубинштейн, Чайковский, Кюи, Римский-Корсаков и др.

Н. С.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  скри́пкасущ., ж., употр. сравн. частоМорфология: (нет) чего? скри́пки, чему? скри́пке, (вижу) что? скри́пку, чем? скри́пкой, о чём? о скри́пке; мн. что? скри́пки, (нет) чего? скри́пок, чему? скри́пкам, (вижу) что? скри́пки, чем? скри́пками, о чём? о скри́пках1. Скрипкой называют смычковый музыкальный инструмент. Цыганские скрипки. | Концерт для двух скрипок. | Скрипка Страдивари. | Яков весь день играл на скрипке.2. Скрипкой называют учебный предмет в музыкальном училище, консерватории. Окончил музыкальную школу по классу скрипки.3. Скрипкой называют сольную игру на скрипке. Танцевать под скрипку. | Люблю скрипку.4. Скрипкой называют музыканта, который играет на этом инструменте. Одинокая скрипка играла один и тот же вальс. | На сцену вышли пианист, две скрипки и арфа.5. Первая скрипка — это скрипач, который исполняет ведущую партию в оркестре.6. Если кто-либо играет первую скрипку, то это означает, что этому человеку принадлежит главная, ведущая роль в каком-либо деле.• скри́почка сущ., ж.Толковый словарь русского языка ДмитриеваД. В. Дмитриев.2003 ...
Толковый словарь Дмитриева
2.
  1. ж.Струнный смычковый музыкальный инструмент.2. ж. разг.То же, что: скрипач. ...
Толковый словарь Ефремовой
3.
  СКРИ́ПКА -и; мн. род. -пок, дат. -пкам; ж.1. Смычковый четырёхструнный музыкальный инструмент (самый высокий из смычковых по регистру). Играть на скрипке. Слушать скрипку. Настраивать скрипку. Концерт для двух скрипок. Закончил музыкальную школу по классу скрипки. род.2. Музыка, исполняемая на этом инструменте. Танцевать под скрипку. Люблю скрипку.3. Разг. Музыкант, играющий на этом инструменте. ◊ Первая скри́пка. 1. Скрипач, исполняющий ведущую партию в оркестре. -2. Человек, которому принадлежит в чём-л. главная, ведущая роль. Играть первую скри́пку. 1. Играть в оркестре ведущую партию; -2. Быть самым главным лицом в каком-л. деле. ◁ Скри́почка, -и; ж. Уменьш.-ласк.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
4.
  важнейший из современных струнных смычковых инструментов. Происхождение струнных смычковых неясно. Согласно К.Заксу, смычок впервые упоминается в Персии и Китае в 9 в., а фидели начинают появляться в Европе в 10 в.: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями фидель, виела или виола в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе в 11 в. и сохранялся в различных видах около шести столетий. К концу 16 в. ясно различались два основных семейства струнных смычковых инструментов: виолы и скрипки. Главные отличия между ними относились к конструкции инструмента: виолы имели плоскую нижнюю деку, покатые плечи, резонаторные отверстия в форме буквы s (эсы), широкую шейку, лады на грифе и 6-7 тонких струн, в то время как для скрипок были характерны выпуклая нижняя дека, округленные плечи, отверстия в форме буквы f (эфы), узкая шейка, отсутствие ладов на грифе и 4...
Энциклопедия Кольера
5.
  -и, ж. Четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Концерт для скрипки с оркестром. Играть на скрипке. Первая с. (ведущий скрипач в оркестре; также перен.: о человеке, к-рому принадлежит руководящая роль в чём-н.). II прил. скрипичный, -ая, -ое. С. мастер. С. класс. * Скрипичный ключ (спец.) — знак на нотном стане, устанавливающий высоту и название следующих за ним нот высокого и среднего регистра. ...
Толковый словарь Ожегова
6.
  (скрыпка обл.), скрипки, ж. Самый высокий по тембру и диапазону четырехструнный музыкальный инструмент. Настроить скрипку. играть на скрипке. Первая, вторая крипка (см. первый в 10 знач.). играть первую скрипку см. играть. Первая скрипка (разг.) перен. человек, к-рому принадлежит руководящая, ведущая, влиятельная роль в чем-н. Он у нас в учреждении первая скрипка. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины