Энциклопедия Кольера - у вэй
У вэй
"Недеяние", "отсутствие [[целенаправленной]] деятельности" термин китайской философии, в особенности даосизма. Состоит из иероглифов "у" ("отсутствие/небытие", см. Ю У), выполняющего роль оптативного отрицания, и "вэй" ("деяние, свершение, осуществление"), означающего целенаправленный процесс деятельности, по достижению конкретного состояния.
Согласно прямой дефиниции Мо-цзы (гл. 40, опр. 75), "вэй это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)". Даосы, провозгласив отказ от своевольного целеполагания и высмеяв веру в исчерпывающее знание, выразили в отрицательном понятии "у вэй" принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, моизм), ни с прагматических (моизм, легизм) позиций.
У вэй предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде "осуществления недеяния" (вэй у вэй), "занятия делом недеяния" (чу у вэй чжи ши), чему присуща универсальная результативность, ибо такова сущность, "постоянно бездействующего (у вэй), но все осуществляющего дао" и таково воплощение дэ. (Дао дэ цзин, 2, 3, 10, 37, 51,63, уточняющие определения даны также в гл. 36 Гуань-цзы и гл. 20 Хань Фэй-цзы). В Чжуан-цзы (гл. 7) у вэй, воплощающееся в самопроизвольном "превращении вещей" (у хуа), приобрело мистическую окрашенность как способность подобного пустоте или зеркалу совершенного человека выходить за пределы естества и "побеждать вещи" (шэн у), что стало теоретической основой для так называемого религиозного даосизма и производной от него "алхимии". В противоположность этой тенденции в синтезировавшем даосизм с другими философскими учениями трактате Хуайнань-цзы у вэй рационализировано как "следование вещам" (инь у) и "совершение дел в соответствии с принципами"(сюань ли эр цзюй ши, см. Ли-принцип).
Данную позицию укрепил Ван Чун, отождествивший у вэй с "небесной (природной)" (тянь) "естественностью" (цзы-жань), благодаря которой "вещи самоосуществляются" (у цзы вэй) (Лунь хэн, гл. 54). Конфуцианство также признавало, принцип "недеяния", но распространяло его лишь на личность императора, который должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмических импульсов в социальную сферу (Лунь юй, XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности "благородного мужа" (цзюнь цзы) исключались "малые пути (дао)" (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях траура или отсутствия дао в государстве (там же, XVII, 21, VIII, 13).
ЛИТЕРАТУРА
Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972, 1973 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 .
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1648 | |
2 | 1346 | |
3 | 1277 | |
4 | 583 | |
5 | 571 | |
6 | 487 | |
7 | 450 | |
8 | 444 | |
9 | 401 | |
10 | 399 | |
11 | 390 | |
12 | 390 | |
13 | 387 | |
14 | 377 | |
15 | 375 | |
16 | 371 | |
17 | 365 | |
18 | 365 | |
19 | 356 | |
20 | 352 |