Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - благо

Благо

благо
добро (греч. άγαθον, лат. bonum, фр. bien, нем. Gut, англ. good) — понятие, издавна занимающее философов-мыслителей, играющее важнейшую роль в области общественной, экономическо-социальной, и потому входящее и в сферу государственной политики, вызывающее определенные стремления и мероприятия политического союза — государства.

I) Понимая под благом в обширном смысле удовлетворение человеческой потребности или стремления, а потому и цель каждого стремления, мыслители еще древнего классического мира (Платон, Аристотель и многие различные школы, их учения развивавшие) разъяснили: во-первых, что самое понимание блага субъективно, почему и стремления людей весьма различны; во вторых, что, тем не менее, каждое благо есть цель, для достижения которой является человеческое стремление, деятельность, предприятия человека; в-третьих, что, несмотря на субъективное понимание, блага человеческие в обобщении могут представить три категории: 1) материальные блага, достижение которых доставляет человеку чувственное наслаждение, удовольствие; 2) духовные блага — понимание красоты и истины, доставляющее духовное наслаждение, удовлетворение разумным стремлениям человека; 3) спокойствие духа, рождающееся от сознания выполнения обязанности, — нравственное благо, добродетель; 4) наивысшее благо — εύδαιμονία, благополучие (см. это сл.), заключающееся в достижении всех благ, к которым стремится человек, есть наиважнейшая цель человеческой жизни, которой соответствует и самая высокая деятельность политическая, возможная только в государстве, почему древними мыслителями государство и рассматривалось как средство для достижения благополучия.

Христианская религия значительно расширила воззрения на благо, сильно подняв представления человека о целях и задачах человеческих стремлений. Великая проповедь Христа о всепрощающей христианской любви и о любви к ближнему в корне изменяет представление о благе: благом уже представляется не только удовлетворение собственным интересам и выгодам, но и доставление выгоды другому. Господствовавшее до тех пор начало эгоизма ставится рядом с новым, твердо и величественно поставленным началом альтруизма: не только собственное благо, но и благо другого составляет действительное благо человека. Высокое христианское учение о братстве и братской любви только постепенно делается достоянием человечества. Долгий период варварства и толкователей-исказителей отодвинул человечество от верного понимания указанного христианством понятия всестороннего блага. Но, чем ближе к нашему времени, тем более растет эта сколько простая, столько и величественная истина об альтруизме, который стремится постоянно умерять эгоизм и может вести вперед, к новому расцвету все виды и формы человеческого единения.

Когда после средневекового гнета и тяжких недоразумений жаждавшие мысли обратились к творениям древних мыслителей, этика последних, их воззрения на благо и благополучие подействовали на первый раз чарующим образом, и в XVI и XVII ст. возник целый ряд эвдаймонических теорий (см. это сл.), разъяснявших и толковавших более или менее удачно учение Аристотеля и продолжавших его школу. Но наступила и критика воззрений на государство как на средство обеспечить благополучие, а вместе с тем и критика воззрений на благо. Нечто новое сравнительно с философами, подражателями древних, говорит знаменитый Бакон (см. это сл.):

Этика, долженствующая положительным методом разобрать образ действий человеческой воли, указывает идеалы добра и способ, которым человек может его достигать. Идеал добра вытекает из двоякого естественного стремления человека: сделаться самостоятельною личностью и сделаться притом частицею какого-нибудь большого (общественного) целого; первое составляет благо частное, второе — благо общественное. Особенную широту воззрений в области исследования начал этики проявил мыслитель XVII ст. Локк (см. это сл.), очистивший парадоксальное учение Гоббеза (см. это сл.) об эгоизме и сделавшийся любимым учителем англичан. Рассуждая о благе, он считает нравственным принципом человеческой деятельности стремление к счастью и разбивает совершенно Гоббеза, полагавшего, что в естественном состоянии у человека есть возможность действовать совершенно по своему произволу, а в государстве человек может действовать и стремиться не иначе, как при полном повиновении. Локк доказывает, что и в естественном состоянии, и в государстве человек пользуется и должен пользоваться свободою, ограничиваемою только благом других. Эти идеи его были развиваемы многими англ. мыслителями в так называемых системах доброжелательства. К таким же приблизительно выводам еще ранее пришел Декарт, из идей которого и вышли толкования Пуфендорфа и Томазия. Особенно же сильно повлияла на немецких ученых разъяснением альтруизма как любви человека к ближним вследствие любви его к Богу этика Спинозы (см. это сл.). Французские мыслители конца XVIII ст., подготовившие почву для теории утилитаризма, которую так блистательно развил Бентам (см. это сл.), ставивший целью государства возможно большее счастье для возможно большего числа людей, и критическая философия Канта, разъяснившая юридические задачи государства — привели мыслителей XIX стол. к воззрениям хотя и разнящимся в подробностях относительно блага и благополучия, но все более и более приближающимся к верному пониманию евангельского учения о благе, заключающемся в христианской любви к ближнему.

II. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственною жизнью экономических законов, изучаемых политическою экономиею. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самых классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественною жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологиею, или обществоведением (см. это сл.).

III. Количество всякого рода благ и способы распределения их между членами общества, составляющего политический союз — государство, предопределяет могущество и политическое значение последнего. Потому задачею государства и предметом особой его политической или полицейской деятельности (см. это сл.) должно быть создание таких общих и одинаковых для всех условий, при которых законные стремления граждан к достижению благ были бы для всех и каждого возможны. Такая государственная деятельность опирается на умение согласовать нормы положительного закона с требованием естественного закона развития и законов экономического и социального. Методы такого соглашения и причины различного достижения разными государствами такой политической цели изучает наука "Полицейское право" (см. это сл.).

Проф. И. Андреевский.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  бла́госущ., с., употр. нечастоМорфология: (нет) чего? бла́га, чему? бла́гу, (вижу) что? бла́го, чем? бла́гом, о чём? о бла́ге; мн. что? бла́га, (нет) чего? бла́г, чему? бла́гам, (вижу) что? бла́га, чем? бла́гами, о чём? о бла́гах1. Благом называют добро, благополучие; высокий стиль. Свобода есть благо, равное жизни. | Я желаю тебе блага.2. Благами называют то, что создаёт вам комфорт, от чего вы получаете удовольствие. Блага цивилизации. | Пользоваться всеми благами жизни. | Ни за какие блага мира я не хотел бы расстаться с ней.3. Когда вы делаете что-либо на благо чего-либо или кого-либо, вы делаете это ради них или в их интересах. Трудиться на благо общества. | Он служил на благо церкви и Франции.Толковый словарь русского языка ДмитриеваД. В. Дмитриев.2003 ...
Толковый словарь Дмитриева
2.
  1. ср.1) Добро (1*1).2) Счастье, благополучие.2. предикативОценка чего-л. как хорошего.3. союз разг.Употр. при указании на благоприятствующую причину чего-л.; соответствует по значению сл.: благодаря тому что, тем более что. ...
Толковый словарь Ефремовой
3.
  БЛАГО1. БЛА́ГО, -а; мн. бла́га и (разг.) блага́, род. благ; дат. бла́гам и блага́м. ср.1. только ед. Высок. Благополучие, счастье, добро. Стремление к общему благу. Употребить власть во б. кому-л. Счесть за бла́го (признать правильным, разумным).2. только мн.: блага́, благ. чего и с опр. То, что удовлетворяет потребности, приносит благополучие, благоденствие. Производство материальных благ. Земные бла́га. Наслаждаться благами природы. Пользоваться всеми благами жизни. Не соглашусь ни за какие блага в мире (ни за что). Желаю Вам всех благ! (пожелание при прощании, поздравлении). ◁ Бла́го, неизм. кому. в функц. сказ. Очень хорошо, большое счастье. * Благо тем, кто смятенную душу Здесь омоет до самого дна (Заболоцкий). На бла́го кого-чего, в зн. предлога. Высок. В интересах, для пользы кого-, чего-л. Трудиться на благо России.2. БЛА́ГО, союз. Разг.1. Тем более что; благодаря тому что. Гуляй, б. погода хорошая. Грибов насушили б. лес рядом.2. Если, раз. Бери, б. дают.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
4.
  -а, мн. блага, благ, благам, ср. 1. Добро, благополучие (высок.). Стремление к общему благу. 2. обычно мн. То, что даёт достаток, благополучие, удовлетворяет потребности. Материальные блага. Земные блага. Ни за какие блага в мире (ни за что). * На благо кого-чего, в знач, предлога с род. п. (высок.) в интересах кого-че-го-н., для пользы кого-чего-н. Всех благ! (разг.) пожелание при прощании. ...
Толковый словарь Ожегова
5.
  союз (разг.). Тем более, что; благодаря тому, что. Кончайте работу, благо вечер близко. Бери, благо дают. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины