Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - боровиковский владимир лукич
Боровиковский владимир лукич
художник исторической, церковной и портретной живописи, род. в 1758 г. в Миргороде, † в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве. В путешествии императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через Миргород (Полтавской губ.), где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Б. несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни. В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая — Петра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти портретист Лампи. Боровиковский стал учиться у Лампи, пользовался также советами Д. Г. Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через немного лет сам Б. приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии. Он написал множество портретов, из которых весьма замечателен портр. Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, кн. Куракина, кн. Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост Фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой, меньший, — в Академии художеств. Занимался Б. и религиозной живописью; в Казанском соборе имеются хорошие образцы искусства Б. в этом роде: "Благовещение" (в царских дверях главного иконостаса), "Константин и Елена", "Великомученица Екатерина"," Антоний и Феодосий". По технике живописи Б. имеет общее со своим учителем Лампи и отчасти с Левицким — это необыкновенно сохранившуюся свежесть красок, в чем можно убедиться, сравнивая его картины с современною ему живописью, напр. Шебуева в Казанском соборе. Правда, что некоторые его картины сильно растрепались, но многие сохранились вполне, а сохранность собственно колорита замечается почти во всех его произведениях. К сожалению, ни Лампи, ни Боровиковский не оставили описания своих технических приемов живописи. Боровиковский был левша, т. е. писал левою рукою. Число произведений Б. должно быть довольно значительно, но точных сведений о них не имеется.
Ф. Петрушевский.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1255 | |
2 | 1153 | |
3 | 1085 | |
4 | 1080 | |
5 | 874 | |
6 | 683 | |
7 | 638 | |
8 | 627 | |
9 | 626 | |
10 | 613 | |
11 | 591 | |
12 | 580 | |
13 | 579 | |
14 | 571 | |
15 | 566 | |
16 | 561 | |
17 | 549 | |
18 | 540 | |
19 | 516 | |
20 | 513 |