Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - церковные чтецы
Церковные чтецы
появились в христианской церкви не в конце II или в начале III в., как думают протестантские и римско-католические писатели, но гораздо раньше. Уже в словах Апокалипсиса: "Блажен читающий и слушающие слова пророчества его" (1, 3) можно видеть указание на существование чтецов раньше 100-го года христианской эры. Яснее говорит о чтецах св. Иустин Философ (II в.), в первой апологии которого сказано: "Когда чтец прервет чтение писаний апостольских или пророческих, тогда предстоятель начинает говорить к собранию" (гл. 67). Чтецы появились в церкви как необходимые при совершении богослужения лица и сначала не принадлежали к составу церковного клира. Около середины II века они достигли высокого положения, так как сделались и проповедниками слова Божия в Ц. собраниях. Это время, продолжавшееся до второй четверти III века, было золотым веком в жизни чтецов. Христианский писатель III в. Коммодиан обращается к чтецам со следующими словами: "Вы цветы в народе, вы светильники Христовы, помните о своем достоинстве и не забывайте о своей власти". Когда проповедничество отошло частью к епископам, частью к пресвитерам, среди которых около половины III в., по свидетельству св. Киприана Карфагенского, появились пресвитеры учащие (presbyteri doctores), положение чтецов сделалось менее высоким. При зачислении их в клир, происшедшем в начале III века, они были включены в состав низших клириков. В середине III в. окончательно определилось положение чтецов в клире: римский папа Корнелий причислил их к одной группе с Ц. привратниками и заклинателями. От чтецов стали требовать только механического дела — чтения, не поручая им более важных обязанностей. Впрочем, перемена в положении чтецов состоялась не сразу. Во время гонения при Диоклетиане (IV в.), когда языческие власти отбирали у христиан списки Свящ. Писания, сбережение этих списков было возложено на чтецов. Среди подписей участников арльского собора (314 г.) имеются подписи и двух чтецов, свидетельствующие о неисчезнувшем еще в то время почетном значении анагностов. В последующее время значение чтецов постепенно утверждалось в духе папского распоряжения. См. Ал. Лебедев, "Церковный чтец в глубокой древности" (М., 1901); "Церковные Ведомости", 1902, 34 (стр. 1184 — 85).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1255 | |
2 | 1150 | |
3 | 1082 | |
4 | 1077 | |
5 | 872 | |
6 | 681 | |
7 | 636 | |
8 | 624 | |
9 | 622 | |
10 | 611 | |
11 | 589 | |
12 | 578 | |
13 | 575 | |
14 | 569 | |
15 | 565 | |
16 | 560 | |
17 | 548 | |
18 | 538 | |
19 | 514 | |
20 | 511 |