Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - душа

Душа

душа
Душа (в философском смысле) — см. Психология.

Душа (в этнологическом отношении). — Верование или убеждение, что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловливается чем-то отличным от нашего тела, хотя и связанным с ним или имеющим в нем свое местопребывание, свойственно, по-видимому, всему человечеству и может быть констатировано на самых низких ступенях культуры, у самых первобытных племен. Происхождение этого верования может быть сведено в конце концов к самочувствию, к признанию своего "я", своей индивидуальности, более или менее тесно связанной с материальным телом, но не тождественной с ним, а только пользующейся им как жилищем, орудием, органом. Это "я", это нечто духовное или, в более примитивном представлении, это движущее начало, эта "сила", находящаяся в нас, — и есть то, что первобытный человек соединяет с представлением о "душе". Но подобное же движущее начало представляют, кроме человека, животные, растения, даже многие предметы неорганической природы. Волнующееся море, сверкающая молния, завывающий ветер, бегущее по небу облако, горящий огонь, низвергающийся с горы камень — точно так же, как и тикающие часы, играющая табакерка, движущийся пароход — все это способно вызывать представление о двигающей или проявляющейся силе, а так как сила, по аналогии с человеческой, предполагает ее производителя, некоторую действующую личность, то во всех этих формах или проявлениях силы и движения можно тоже предполагать некоторое "я", некоторое движущее начало или "душу". И действительно, многие дикари пользуются одним и тем же словом, обозначающим у них "Д.", для названия всего выказывающего известную силу или движение, но невидимого или непонятного, как напр. механизма часов и т. п. В приложении к человеческой Д. убеждение в ее отдельности от тела и способности покидать последнее могло возникнуть и укрепиться на основании наблюдений над явлениями сна, обморока, смерти. Человк во сне недвижим; не видит, не слышит, но может чувствовать себя в различных положениях, посещать различные местности, говорить с различными лицами, даже давно умершими. После обморока человек "приходит в себя", т. e. Д. его возвращается в тело. Наконец, в случае смерти Д. покидает тело окончательно. Эту расстающуюся с телом субстанцию народная мысль представляет себе как дыхание, дуновение, легкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено сравнение с дыханием, следы которого сохранились и теперь в языках культурных народов (anima, греч. anemos, санскрит. atman — дух, дыхание, Д.: spiritus, ψυχή, πνεΰμα и т. д.). По вопросу, где именно имеет Д свое местопребывание в теле, мнения народов разнятся между собою. Полинезийцы считали местопребыванием ее полость живота. Караибы, сиамцы помещали Д. в сердце и жилах, папуасы и евреи — в крови (подобно тому, как и Цицерон полагал, что spiritus diffunditur per arterias, а Цельзий, что venae spiritui accommodatae sunt); другие — в груди, голове, печени. При смерти Д. выходит из тела (через рот), но дальнейшая судьба ее различными народами также понимается различно. Д. может оставаться поблизости тела, бродить около него, находиться в окрестностях, или она может уходить далеко, на горы, в пустыню, плыть вниз по реке, удаляться за море, спускаться в недра земли или подниматься вверх, за облака, на небо; наконец, она может переселяться в другие существа, воплощаться, например, в различных животных. В конце концов, она может соединиться с телом, если последнее сохранилось или тело составляло для нее только бренную оболочку, покинув которую, Д. достигает высшего, блаженного состояния, соединяется с общей мировой Д. и т. д. Все подобные верования, усложняясь и развиваясь с ходом культуры, оказывают влияние на отношение к умершим, на погребальные обряды. Вообще не только дикари, но и народы, достигшие уже довольно значительной культуры, склонны воображать себе загробный мир по аналогии с настоящим, чем и объясняется погребение умерших в одежде, с украшениями, орудиями, оружием, пищей, посудой, домашними животными, рабами и т. д.; помещение их в могиле и гробнице, похожей на пещеру, землянку, шатер; снабжение их лодкой, лошадью, оленями, собакой — для дальнего пути и пр. Животные и рабы при этом убиваются, да и неодушевленные предметы (напр., посуда, оружие) часто ломаются, так как в данном случае важны не они, а, так сказать, "души" их, которые, предполагается, будут служить душе их владельца. При веровании в вознесение Д. на небо приличным способом похорон является трупосожжение, когда пламя уносит вверх возгорающиеся элементы тела и положенных с ним предметов; при веровании в переселение Д. подходящим является предоставление трупа на съедение животным и птицам; при развитии убеждения в конечном оживлении тела — сохранение последнего путем мумифицирования (см. Мумии). Во всех этих заботах об умерших можно видеть доказательство верования в загробную жизнь, в душу, а вместе с тем и проявление чувства почтения к умершему; но последнее не всегда основано на альтруизме, а во многих случаях скорее на эгоизме, на стремлении обезопасить себя от мести и злых действий покинувшего тело духа. На это указывает целый ряд погребальных обрядов и поверий, следы которых сохранились отчасти и в народных массах культурных племен, напр., вынесение покойника не через дверь (чтобы не вернулся), а через окно или нарочно проделанное отверстие; шествие на кладбище окольным путем; связывание и пеленание умершего; очищение себя после похорон огнем и т. д. Некоторые кочевые дикари в случае смерти родича оставляют труп и перекочевывают на другое место; другие, как только наступает агония, задушают умирающего, набрасывают на него кожи и крепко обвязывают ремнями и веревками. Покинувшая тело Д. становится, по воззрению многих народов, духом, сохраняющим известную волю и силу и способным проявлять их по отношению к живым. Отсюда страх перед душами умерших (особенно бывших сильными воинами или мощными шаманами), почитание и умилостивление Д. предков, даже отождествление их с злыми духами. Впрочем, понятие о Д. часто осложняется смешением первобытных верований с позднейшими философскими воззрениями или комбинацией различных представлений. Д. подразделяется на несколько, напр. на две, одну — выхождение которой констатируется сном, и другую — оставляющую тело при смерти; у китайцев одна Д. остается хранительницей дома, другая — могилы, третья невидимо принимает жертвенные дары; из тройной Д. римлян manes уходили в преисподнюю, anima или spiritus возносилась на небо, a umbra оставалась в гробнице и т. д. Различные виды или части Д. считались иногда пребывающими в различных частях тела: вест-индские индейцы помещали Д. в сердце, голове и руке, как познавание, чувство и волю; Платон полагал, что познавание имеет пребывание в голове, чувство — в груди, желания — в животе.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ж. душ м. франц. холодные обливанья, обдача струей воды. ...
Толковый словарь Даля
2.
  душа́сущ., ж., ???Морфология: (нет) чего? души́, чему? душе́, (вижу) что? ду́шу, чем? душо́й, о чём? о душе́; мн. что? ду́ши, (нет) чего? ду́ш, чему? ду́шам и душа́м, (вижу) что? ду́ши, чем? ду́шами, о чём? о ду́шах1. Душой человека по религиозным представлениям является его нематериальная сущность, которая продолжает существовать после его смерти. Вера в бессмертие души. | Помолиться о спасении души. | Глаза его закрылись и душа покинула тело.2. Если кто-либо отдал Богу душу, значит, он умер. Во сне она отдала Богу душу.3. Вы говорите, что вы взяли грех на душу, если считаете, что вы виноваты в чём-либо. Отпустил я её, взял грех на душу. | Не лги, не бери грех на душу.о физически слабом человеке4. Если о каком-либо человеке вы говорите, что не знаете, в чём душа держится, то вы имеете в виду, что он очень слабый, худой, болезненный.5. Если о ком-либо вы говорите еле-еле душа в теле, то вы имеете в виду, что этот человек слишком слаб или медлителен, чтобы делать что-либо быстро. Что ты так долго возишься? Прямо еле-еле душа в теле.6. В некоторых направлениях философии под душой понимают особую нематериальную сущность, которая управляет всем живым и составляет...
Толковый словарь Дмитриева
3.
  ж.1) а) Нематериальная по идеалистическим представлениям субстанция, противопоставляемая телу.б) Бессмертное по религиозным представлениям начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.2) а) Внутренний мир человека.б) Психические переживания как основа его жизни.3) а) Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу.б) Человек как носитель каких-л. склонностей и черт.4) а) перен. Главное лицо где-л.; организатор, вдохновитель.б) Общий любимец в коллективе.5) перен. Сущность, основа чего-л.6) разг. Человек единица счета.7) Употр. как ласково-фамильярное обращение к кому-л. ...
Толковый словарь Ефремовой
4.
  ДУША́ -и́, вин. ду́шу; мн. ду́ши; ж.1. По религиозным представлениям: духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека (иногда животных, растений), покидающая его во время смерти, сна и вновь проявляющаяся после смерти в иной материальной оболочке. Вера в бессмертие души. Переселение душ. После смерти д. попадает в рай или в ад. Наши души встретятся на том свете. Пора тебе подумать о душе. Молиться за упокой души. Д. с телом расстаётся (человек умирает). Д. отлетела (человек умер). Отдавать Богу душу (умирать). Еле-еле д. в теле (о физически слабом человеке). // В идеалистической философии и религии: особая нематериальная субстанция, высшая форма развития единого мирового начала. Д. мира. Мировая д. Космическая д. Учение Платона о мировой душе как одном из универсальных принципов бытия. // В материалистической философии и психологии: внутренний мир человека, его самосознание как свойство высокоорганизованной материи.2. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива; дух (2 зн.). Сила души.3. Внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений и т.п. Детская д. Д....
Толковый словарь Кузнецова
5.
  -и, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж. 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём д. держится (о хилом, больном человеке; разг.). Д. не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.).Д. не принимает чего-н. (не хочется; разг.). Д. меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Д. радуется (очень радостно, приятно; разг.). Д. в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить д. в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-н. (неотступно находиться около кого-н., торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу кому-н. (бестактно вмешиваться в чью-н. жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не виноват (нисколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать всё, что накопилось на душе; разг.). На душу брать что-н. (на свою совесть; разг.). 3а душу берёт что-н. (очень волнует, трогает). За душу тянуть кого-н. (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-н. (измучить чем-н. нудным,...
Толковый словарь Ожегова
6.
  души, вин. душу, мн. души, душам ж. 1. В религиозных и идеалистических представлениях нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших. 2. В старой психологии совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. 3. Внутренний, психический мир человека. В душе росло внимание к человеку. М. Горький. Душа поэта встрепенется. Пушкин. А душу можно ль рассказать? Лермонтов. Душа стесняется лирическим волненьем. Пушкин. Излить душу кому-н. 4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами. человек с открытой душой. Низкая душа. Робкая душа. И добрая душа продолжала рыдать о своем злополучном друге. Тургенев. Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах. Лермонтов. Чернильная душа (см. чернильный). 5. Чувство, отзывчивость, пыл. говорить с душой. Сколько души в его игре. В нем души нет. Вкладывать много души в дело. 6. перен. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность (разг.). Он был душой предприятия. Душа общества. 7. перен. Сущность, самое главное...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины