Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - эмблема

Эмблема

эмблема

(греч. έμβλήμα) — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории Э. отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа — тем, что смысл её иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Якорь — надежда, змея, кусающая свой хвост, — вечность, кадуцей Меркурия — торговля, лирамузыка: таковы примеры наиболее употребительных Э. Они должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели

сказать; наоборот, в символ он вкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, Э. — условный знак, ее заменяющий, её иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределенная группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не придумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем Э.: это не символ, а аллегория — прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа. Поэтому "Ночь" Микель-Анджело или барельеф, изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе "Necessitas-Vis-Libertas" — не Э., а символы, дающие движение мысли, осложняющие ее. Слово έμβλήμα у греков и римлян означало рельефные украшения на предмете из другого материала, например серебряную фигуру на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные произведения, каковы, напр., мозаичные полы, вещи, изготовленные из разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд, декоративные группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и т. п. Нынешний свой смысл слово Э. получило лишь в XVI — XVII в., когда аллегории были весьма популярны и когда в Э. перелагали все области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография уделяет особенное внимание множеству сборников Э., обыкновенно превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств. Особенно популярны были "Э." миланца Альциати (1531), до 1781 г. выдержавшие до 130 изданий в разных странах Европы. У нас имели успех "Эмблемы и Символы" Максимовича-Амбодика, о роли которых в воспитании маленького Лаврецкого с такой теплотой говорит И. С. Тургенев. Сборники Э. для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь.

А. Горнфельд.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ж. греч. символ, аллегорическое изображенье; представительство, иносказанье. -матическая картина. ...
Толковый словарь Даля
2.
  ж.Предмет или изображение предмета как символ, выражающий какую-л. идею, какое-л. понятие. ...
Толковый словарь Ефремовой
3.
  ЭМБЛЕ́МА -ы; ж. [от греч. emblēma вставка, выпуклое украшение] Предмет или изображение какого-л. предмета, а также символ, выражающий какую-л. идею. Э. фирмы. Э. театра. Золотая морская э. Лепная э. Голубь э. мира.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
4.
  -ы, ж. 1. Условное изображение какого-н. понятия. Лира — э. поэзии. 2. Знак какого-н. учреждения. Э. спортивного клуба. Чайка — э. Художественною театра. и прил. эмблематический, -ая, -ое (устар.). ...
Толковый словарь Ожегова
5.
  эмблемы, ж. (греч. emblema вставка) (книжн.). Предмет, изображение, условно обозначающие какое-н. понятие, какую-н. идею. Якорь эмблема надежды. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины