Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - евгемер
Евгемер
(Εΰήμερος) — философ киренской школы, живший при дворе македонского царя Кассандра (кон. IV в. до Р. Хр.). Ему принадлежит соч. "Священный список" (Ίερά άναγραφή), в латинском переводе Энния названное Священной историей. Во время своих путешествий, — рассказывает Е., — он видел на острове Панхае, у берегов Аравии, древнее святилище Зевса Трифилия; в святилище находился золотой столб с надписями, начертанными самим Зевсом. Из надписей Е. узнал всю родословную Зевса, одного из потомков первого владыки этой земли, Урана. Пять раз объехал Зевс всю землю и умер на Крите, где кноссяне показывали его гробницу. О других божествах Е. также говорит как о людях, только после смерти превознесенных на уровень богов за свои подвиги и заслуги. Такое толкование мифологических образов, а вместе с ними и начал политеистической религии, получило название евгемеризма. Примеры евгемеризма встречаются в греч. литературе задолго до Е., который только возвел в систему единичные опыты низведения богов и героев в разряд смертных. Согласно этой системе Атлас, держащий на своих плечах небо, превращается в мудрого астронома, бог ветров Эол — в искусного мореплавателя, одноглазый Полифем — в хитреца, об уме которого символически свидетельствует помещенный посередине лба глаз, и т. п.; мифы и сказания о богах и героях принимают вид правдоподобных повестей о простых смертных. Евгемеризм нашел себе деятельную поддержку в христианских апологетах — Лактанции, Августине и др., для которых он служил вернейшим изобличением несостоятельности языческого многобожия. Ту же систему проводят в своих соч. Банье — "La Mythologie et les fables expliquées par l'histoire" (П., 1738), Моро-де-Жоннес — "Les temps mythologiques, essai de restitution historique" (П., 1876), Рауль-Рошет, С.-Круа и другие. Ошибка евгемеризма состоит в том, что он политеистическую религию считает измышлением нескольких отдельных лиц. Понимание политеизма как миросозерцания, присущего человечеству на известной степени его культуры, неизбежно приводит к полному отрицанию евгемеризма. См. R. de Block, "Euhémère, son livre et sa doctrine" (Монс, 1876). Дельные критические замечания в "History of Greece", Грота.
О. Мищенко.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1250 | |
2 | 1146 | |
3 | 1078 | |
4 | 1073 | |
5 | 868 | |
6 | 677 | |
7 | 634 | |
8 | 620 | |
9 | 618 | |
10 | 607 | |
11 | 587 | |
12 | 576 | |
13 | 569 | |
14 | 564 | |
15 | 558 | |
16 | 555 | |
17 | 544 | |
18 | 535 | |
19 | 510 | |
20 | 509 |