Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - гайдуки
Гайдуки
(от венгерск. слова hajdù — погонщики). В Венгрии первоначально назывались так пастухи, затем мадьяры, сербы и валахи, которые бежали от притеснений турок в леса и оттуда вели партизанскую войну, и, наконец, пешие легко вооруженные воины. Г. составляли пехотную милицию, которую мог нанимать всякий состоятельный владелец. В 1605 г.
Бочкай (см.) отвел им земли и даровал им значительные привилегии, которые в 1613 г. были подтверждены сеймом. До новейшего времени Г. пользовались всеми дворянскими правами, кроме свободы от податей. Поселения Г., уже в XVII ст. потерявшие свое военное значение, составляли автономный Гайдуков округ, занимавший 966 кв. км с населением в 62914 чел.
(1869). В 1876 г. он вошел в состав комитата Гайду. От Г. получила название венгерская пехота, при Стефане Батории проникшая и в Польшу. В XVIII стол. Г. стали называться в Венгрии судебные прислужники присутственных мест и драбанты магнатов, а при немецких дворах лакеи и т. п. прислужники, которые выбирались из людей рослых; в России при Петре I Г.
назывались конные барские лакеи. У южных славян Г. назывались люди, уходившие в горы и леса с целью мстить за притеснения турок. Сербск. ajduk, болгарск. айдутин, турецк. арамия, греческ. клефт — разные названия этого класса людей; аналогичное явление представляют далматинские ускоки (см. это сл.). Г. — не простой разбойник; он — "мома" (молодец), "юнак" (добрый молодец, богатырь), как наш запорожец был "лыцарь".
Таким выступает он в южно-славянском эпосе, в котором он следует непосредственно за старыми героями, царями, князьями и банами; "юнацкие песни" новейшего периода — по преимуществу гайдуцкие. У сербов и болгар походы открывались с Юрьева дня (весеннего); по зимам Г. жили скрытно дома или у своих друзей. В походе болгарские Г. носили одежду обыкновенную и простую, сербские Г.
, напротив, одевались в платье, расшитое разноцветными украшениями, на груди носили бляхи или крупные серебряные монеты, а на голове — шелковые шапки, с большою падавшею на грудь кистью. Г. действует иногда один, но чаще набирает себе дружину (чету) или пристает к готовой. Численность дружины не превышала 30 человек; в болгарских песнях число дружинников доводится до 300, но это, вероятно, эпическая гипербола.
В случае нужды, четы соединялись и помогали друг другу. Каждая дружина имела свое знамя (байрак) и своего предводителя — арамбашу. Добыча делилась поровну. Составляя чету, дружинники приносили клятву в соблюдении справедливости, верности данному слову и обету — мстить за неправду и кровь неповинных жертв турецкого ига. В дружину принимался не всякий приходящий, а лишь испытанный юнак.
Песни изображают гайдуков людьми набожными, благочестивыми. Гайдучество считалось своего рода подвижничеством, в продолжение которого Г., как наши запорожцы, избегали женского общества. Но девушки, в сопровождении своих родных, могли сами становиться Г. и даже предводительствовать четами. В болгарских песнях воспеваются "войвода Бояна", "мома Елена" и др.
В конце прошлого столетия известна была Сирма-войводка, предводившая отрядом Г., которые долго не знали, что их начальник — женщина. Г. действовали на турок страхом мщения и этим отчасти сдерживали их хищничество. Сознание своей независимости и уверенность в народном сочувствии делали Г. настоящей судебной властью. Гайдуцкий суд происходил на общем собрании дружинников.
Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали злых турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами, кметами и купцами — помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. Не всегда они сразу принимали крутые меры; иногда они отправляли "гласоношу" или "книгоношу" (письмоносца) с предостережением об исправлении несправедливости в назначенный ими срок.
По отношению к изменникам ("отпадникам", "отлюдам") Г. были беспощадны. Они всегда оставляли неприкосновенным девичье приданое; ограбить девицу, по их мнению, было то же, что ограбить церковь. Народ считал подвиги Г. настоящими делами христианской добродетели; он верил, что "пока есть в лесу Г., до тех пор будет и правда". Когда народное негодование на притеснителей перешло в Сербии в восстание, Г.
явились его естественными предводителями: знаменитый Георгий Черный бывал Г., Милош — также. Знаменитейший из болгарских Г. — известный писатель Георгий Раковский. Пойманного Г. турки сажали на кол; обыкновенно ему предлагалось для спасения жизни принять магометанство, но это отвергалось им с презрением. Кроме сборников песен сербских и болгарских, см.
соч. бывшего болг. Г. Панайота Хитова: "Мое-то путувание по Стара планина и животописание-то на некой Булгарски стари и нови воеводи", изд. под ред. Л. Каравелова (Бухар., 1872; русск. перев. в "Славянском Сборнике", т. II, СПб., 1877); А. Пыпин, "Герцеговинские Г. сто лет тому назад" ("Вестн. Европы", 1877, № 6).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.
А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон1890—1907
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1255 | |
2 | 1153 | |
3 | 1085 | |
4 | 1078 | |
5 | 872 | |
6 | 683 | |
7 | 638 | |
8 | 626 | |
9 | 625 | |
10 | 613 | |
11 | 591 | |
12 | 580 | |
13 | 578 | |
14 | 569 | |
15 | 566 | |
16 | 561 | |
17 | 549 | |
18 | 540 | |
19 | 516 | |
20 | 512 |