Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - исход

Исход

исход

библейское историческое событие, означающее выход еврейского народа из Египта. Во время своего пребывания в Египте евреи, пользуясь сначала милостями правительства, начали быстро размножаться, так что из них образовался целый народ. Пока в Египте властвовали так называемые цари-пастухи, гиксы (см.), родственные евреям по своему племенному происхождению и положению в стране, последним жилось привольно; но когда гиксы были изгнаны из Египта и власть снова перешла к туземным фараонам, положение их круто изменилось к худшему. Подозрительно относясь к народу, пользовавшемуся особенными милостями низвергнутой чужеземной династии, туземные фараоны начали всячески притеснять его и обращали его на тяжелые работы. Чтобы обеспечить страну от вторжения диких чужеземцев, правительство нашло нужным построить несколько новых укреплений, и на эти тяжелые земляные и кирпичные работы употреблен был даровой труд евреев. Так они "построили фараону Пифом и Раамсес, города для запасов" (Исх. I, 11), т. е. пограничные крепости, с кладовыми для военных припасов. Вопль народа дошел до слуха Иеговы, и Он послал ему избавителя в лице Моисея. Чудесно спасенный и воспитанный при дворе, Моисей (см.), получив поручение освободить народ, повел борьбу с гордыми фараонами; опираясь на постигшие страну бедствия (казни египетские, см.), он вынудил фараона отпустить народ. Совершив установленную в воспоминание знаменательного события Пасху, народ, под предводительством Моисея, двинулся из Египта, захватив с собою массу всяких сокровищ, взятых у египтян. Так как прямой путь на СВ был прегражден сплошной стеной пограничных укреплений, то Моисей повел народ к ЮВ, чтобы, обогнув западный залив Чермного или Красного моря, проникнуть в степи Синайского полуострова. Между тем фараон успел одуматься: не желая лишиться огромной даровой рабочей силы, он бросился в погоню за беглецами и настиг их у берега залива. Положение евреев было критическое, между ними готова была разразиться паника; но, по чудесному мановению жезла Моисеева, море расступилось перед ними и они успели перебраться на другую сторону, а когда египтяне бросились за ними, оно поглотило их в своих волнах. Народ торжественно отпраздновал это великое событие хвалебными песнями Иегове и плясками. Затем евреи двинулись к Синаю, где дан был им закон и где совершилась полная религиозная и общественно-политическая реорганизация народа. После 40-летнего странствования в пустыне, евреи вступили в Палестину. Чудесное событие перехода через Чермное море сохранилось в предании у египетских жрецов, которые старались, подобно новейшим рационалистам, объяснить его тем, что Моисей, хорошо изучивший приливы и отливы, воспользовался для перехода одним весьма большим отливом. Из современных ученых египтолог Бругш предполагает, что евреи пошли совсем не южной дорогой к Чермному морю, а к СВ, по направлению к Пелузию. Там и теперь есть узкая береговая полоса — между Средиземным морем и Сирбонскими оз., — которая, по-видимому, может служить путем сообщения между Египтом и Палестиной и по которой неоднократно проходили войска, хотя во время бурь она и затопляется (что де и случилось с египтянами). Последние исследования доказали невозможность, однако, прохода по этой береговой полосе, так как в некоторых местах она совершенно прерывается. Возможно, что берег с того времени изменился; но и в таком случае невероятно, чтобы Моисей повел свой народ этим путем, так как тут он вынужден был бы прорываться через укрепления Пелузия, запиравшие выход из страны. История И. евреев из Египта изложена в особой библейской книге, носящей название "И." (Έξόδος, Exodus). Это вторая книга Моисеева Пятикнижия. Она состоит из сорока глав. После краткой характеристики положения евреев в Египте (I глава) описывается жизнь Моисея и затем излагается вся история борьбы с фараонами, выхода евреев из Египта, стоянки у Синая, дарования там законодательства и устроения скинии, со всеми ее принадлежностями. Подлинность этой книги, как и других книг Моисея, неоднократно подвергалась сомнениям и отрицанию, особенно вследствие наполняющих ее чудес; но содержащаяся в ней масса указаний на исторические, культурные и физические явления древнего Египта, находит подтверждение в новейших исследованиях и открытиях в области египтологии. Книга И. всегда признавалась канонической, как евреями, так и христианами. Как самое событие И., так и книга И. были предметами многочисленных исследований, составляющих обширную литературу.

См. Holer, "De transitu israelitarum per mare Rubrum" (Иена, 1759); Raumer, "Zug der Israeliten aus Aegypten nach Kanaan" (Лпц., 1837); Brugsch-Bey, "L'Exode et les monuménts égyptiens" (1875); G. Ebers, "Durch Gosen zum Sinai" (1872); специальное исследование проф. Ф. Г. Елеонского, "История народа израильского в Египте" (1884 г., неоконч.), несколько глав в I т. "Библейской ист." А. П. Лопухина; "Комментарии" Спикера (комментарий на И. принадлежит Ролинсону); "Летопись" Г. Властова.

А. Л.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  исхо́дсущ., м., употр. сравн. частоМорфология: (нет) чего? исхо́да, чему? исхо́ду, (вижу) что? исхо́д, чем? исхо́дом, о чём? об исхо́де; мн. что? исхо́ды, (нет) чего? исхо́дов, чему? исхо́дам, (вижу) что? исхо́ды, чем? исхо́дами, о чём? об исхо́дах1. Исходом какой-либо ситуации, положения, дела является его завершение, его результат. Исхода поединка не знал никто. | Исход войны был давно предрешён. | Все надеялись на хороший исход.2. Когда событие происходит на исходе дня, ночи, суток и т. д., оно происходит в их конце. Он вернулся на исходе той же ночи. | Случилось это на исходе зимы.3. Когда у вас на исходе продукты, деньги, силы и т. д., они кончаются. Моё время на исходе. | Лето на исходе. | Я почувствовал, что терпение моё на исходе.4. Летальным (смертельным) исходом называют наступление смерти. Процент летальных исходов при подобных операциях очень невысок.5. Исход — это вторая книга Ветхого Завета, которая рассказывает о том, как евреи покинули Египет под предводительством Моисея.Толковый словарь русского языка ДмитриеваД. В. Дмитриев.2003 ...
Толковый словарь Дмитриева
2.
  м.1) устар. Действие по знач. глаг.: исходить (2*1).2) перен. Способ разрешить затруднения, возможный выход из сложных или неприятных обстоятельств.3) а) Окончание, завершение чего-л.б) Результат. ...
Толковый словарь Ефремовой
3.
  ИСХО́Д -а; м.1. к Исходить (2.И.; 1 зн.).2. Способ разрешить какое-л. затруднение, выйти из сложных обстоятельств. Благополучный и. Найти и. из создавшегося положения. Единственно правильный и.3. Окончание, завершение, конец; результат чего-л. И. дела. И. боя. И. операции. Счастливый и. предприятия, дела. В исходе, на исходе (в конце чего-л.). На исходе вторых суток. На исходе дня. Быть на исходе (приходить к концу; кончаться). Еда на исходе. Горючее на исходе. Силы на исходе. Смертельный и. Летальный и. (мед.; наступление смерти).4. [с прописной буквы] Религ. Вторая книга Ветхого завета (содержит предания о жизни евреев в Египте и уходе оттуда, вручении Моисею десяти заповедей и др.). ◊ Дать исхо́д чему-л. Дать возможность проявиться. Дать исход возмущению, горю, слезам, злобе.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
4.
  уход сынов Израилевых из Египта под предводительством Моисея (между 1500 и 1200 до н.э.). Исследователи спорят по поводу точного маршрута исхода. По преданию, евреи вышли из Гесема, где они жили, направились на юг к Сокхофу, переправились через Красное море и двинулись на юг через пустыни Ефам и Син к Синайской пустыне и горе Хорив. Долгое время евреи располагались станом в Синайской пустыне, затем вновь двинулись в путь на север через пустыню Син и земли Едома и Моава, пока не подошли с юго-запада к реке Иордан. ...
Энциклопедия Кольера
5.
  -а, м. 1. Выход откуда-н. (устар.). Из бездны нет исхода. 2. Завершение, конец. Счастливый и. дела. В исходе (на исходе) дня (вечером). Летальный м. (смерть; спец.). Ладейныйи. (в шахматах). 3. Начало, исходный момент, исток. Логический u. будущего построения. * Дать исход чему — дать возможность проявиться. Дать исход возмущению, горю, слезам. На исходе— о том, что кончается, чего почти не осталось. Горючее на исходе. Силы на исходе. ...
Толковый словарь Ожегова
6.
  исхода, м. (книжн.). 1. Движение, выход откуда-н. (устар.). Исход евреев из Египта. 2. Окончание, завершение, результат. Роковой исход дела. В исходе (книжн.) к концу чего-н. В исходе дня. быть на исходе (книжн.) приближаться к концу, быть близким к полному израсходованию. День уже на исходе. Патроны были на исходе. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины