Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - монофелитство

Монофелитство

монофелитство

(от μόνον и θέλημα) — единовольческая ересь, видоизменение монофизитства (см.), вызвавшее большие церковные смуты в VII в. и окончательно осужденное на VI вселенском соборе (третьем Константинопольском) в 680—681 гг. Византийские императоры, верные идее единой государственной церкви, не могли примириться с отторжением монофизитов в Египте, Сирии и Армении и постоянно старались посредством различных компромиссов восстановить церковное единство (см. Генотикон, Монофизитство, Три главы). Все эти попытки рушились, главным образом, вследствие невозможности для православных сделать существенную уступку — отказаться от авторитета Халкидон. собора и от формулы двух пребывающих естеств. В VII в. победитель персов, имп. Гераклий, встречаясь в Азии с различными епископами монофизитского направления, был наведен ими на мысль обойти эту главную трудность и, оставаясь по видимому на почве Халкидонского собора, провести под покровом двусмысленного выражения главную идею монофизитства. Предложено было различать естество или природу от действенности (энергии) и, допуская в Христе два естества, настаивать только на том, что в нем одна богомужняя действенность (θεανδρική ενέργεια — выражение, встречающееся в сочинениях так назыв. Дионисия Ареопагита, получивших с половины VI в. большой религиозный авторитет). Главный автор этой комбинации — Кир, епископ Фазиса в Колхиде, — был перемещен императором на патриарший престол Александрии (как центра монофизитства), и ему удалось в 633 г., на основании формулы μία θεανδρική ενέργεια, устроить унию между значительной частью египетских монофизитов и православными. К ней примкнули почти все восточные и греческие иерархи с патриархом константинопольским Сергием во главе. Защитниками строгого православия на Востоке выступили два монаха: св. Максим Исповедник (см.) и св. Софроний (см.), вскоре ставший патриархом Иерусалимским. Они разъясняли православным, что учение о единой энергии есть замаскированное монофизитство, так как естество (φυσις), помимо своей энергии, есть только отвлеченное понятие или имеет бытие мысленное, а не реальное, и, следовательно, два естества при единой энергии сводятся на деле к одному. Император, желавший оставаться православным, а — главное — опасавшийся возбуждения новых смут, был недоволен исходом своего предприятия; для его успокоения патриарх Сергий прибег к новой примирительной комбинации, изложение которой, им написанное, было в 638 г. издано от имени императора (εκθεσις). Формула о единой энергии объявлялась здесь необязательной и споры о ней запрещались; но при этом утверждалось как безусловная истина, что в Христе при двух естествах существует только одна воля (θέλμα или θέλησις — откуда и назв. м). Эта теория была опровергнута св. Максимом, который показал, что воля в смысле естественного и действительного хотения есть непременное выражение духовной природы и что, следовательно, у двух природ одной воли (в этом значении) быть не может. Монофелиты пользовались против православия смешением двух понятий: воли как естественного акта духовной природы и воли как личного нравственного решения (γνώμη или βούλη, βούλησις). Ясно, что у Христа, как абсолютно безгрешного, при двух естественных хотениях могла быть только одна нравственная воля (как это изображено в евангельском повествовании о душевной борьбе в саду Гефсиманском). Но многие православные, неискусные в логике и диалектике, были запутаны двусмысленностью терминов и утверждением монофелитов, что признавать в Христе две воли значит признавать в Нем добрую и злую волю. С этой стороны представил дело и патриарх Сергий в своем письме к Папе Гонорию, который в ответном письме утверждает, что в Христе без сомнения только одна воля — благая, согласная с Божеством, и что весь этот вопрос поднят напрасно. Впоследствии монофелиты стали ссылаться в свою пользу на авторитет Гонория, осужденного на Константинопольском соборе 680 г. Между тем Έκθεσις Гераклия и подтвердивший ее через 10 лет τύπος имп. Константа вместо примирения вызвали еще большие раздоры, главным поприщем которых сделались Константинополь и Рим, так как Египет, Сирия и Палестина были тем временем завоеваны арабами и в значительной мере обращены в мусульманство. Преемники Папы Гонория, у которых нашел убежище св. Максим, решительно ополчились против М. и узаконявших его указов. Папа св. Мартин, обвиненный в государственной измене, был схвачен, привезен в Константинополь и после жестокого тюремного заключения умер в изгнании. Та же участь постигла св. Максима и его учеников. Эти гонения только укрепили православную партию, которая окончательно восторжествовала при имп. Константине Погонате. Снесшись с Папой св. Агафоном, он созвал в 680 г. в Константинополе вселенский собор; на котором М. было безусловно осуждено как ересь и определено, что в Христе должно исповедовать две естественные энергии и две естественные воли, из которых человеческая в совершенном согласии следует или подчиняется божеской, но не уничтожается ею. Остатки М. сохраняются доселе в виде секты маронитов (см.). Гл. источники для М. — акты VI всел. соб. (Mansi, X). Ср. Combefisii, "Hist. Monothelitarum" (во II т. его "Auct. nov. Biblioth. Patr.", П., 1648); Tamagnini, "Hist. Monothelitarum" (П., 1679); Chmel, "Vindiciae Conc. Oecum." (VI, Прага, 1777); из новейших — Dorner, "Entwicklungsgesch. der Lehre über d. Pers. Chr." (II).

Вл. С.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (от греч. monos один, thelema воля), течение в раннехристианской церкви, утверждавшее, что Христос обладал только одной волей. Монофелитство возникло в эпоху мусульманского завоевания. Константинополь еще оставался непокоренным, однако в 629 арабы вторглись в Сирию и в скором времени захватили территорию Сирии, Палестины и Египта. В этих условиях было чрезвычайно важно сохранить единство Византийской империи, серьезно подорванное богословским спором с монофизитами. Поэтому было выдвинуто положение, согласно которому во Христе существует только одна богочеловеческая энергия, а в 638 император Ираклий издал Эктесис (Изложение), утверждавший, что Христос обладал только одной волей (положение, удовлетворившее восточных монофизитов). Тем не менее в 648 императору Константу II пришлось подтвердить это учение в своем Типосе (Образце), запрещавшем дальнейшие споры по этому вопросу, в надежде успокоить западное духовенство, придерживавшееся халкидонского учения о двуединстве природ во Христе. Папа Мартин I (649-655), видя возможность распространить свою власть на Восточную церковь, созвал в 649 поместный собор в Риме, провозгласивший, что...
Энциклопедия Кольера

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины