Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - отрицание

Отрицание

отрицание

логический акт, противоположный утверждению. Цель мыслительной деятельности — познание истины — заключается, в образовании таких утвердительных суждений, в которых отражалась бы связь и строение реальности; но достижение этой цели возможно только благодаря участию в мышлении О. Отрицание так тесно связано с утверждением, что всякое О. заключает в себе неопределенное утверждение, а во всяком утверждении заключен целый ряд О. Путем О. можно достигнуть совершенно точно определенного утвердительного суждения в том случае, ежели все возможные решения какого-либо вопроса известны, и относительно всех их, за исключением одного, может быть показано, что они не соответствуют действительности; в таком случае получится вполне доказанное утверждение, что остающееся решение и есть истинное. Закон исключенного третьего гласит, что из двух противоречащих суждений, т. е. двух суждений различных по качеству и количеству, но одинаковых по содержанию, одно непременно должно быть истинным, а другое ложным; таким образом, между утвердительным и отрицательным суждением одинакового содержания, но различного количества и качества, полагается полное различие, полная непримиримость. Однако, не должно думать, что между утверждением и О. нет посредствующих звеньев, по крайней в сфере психологической. Целый ряд психических состояний, занимающих посредствующее положение между уверенностью в существовании или отсутствии какого-либо факта, выражается соответственными суждениями, различной логической ценности: напр. состояния неполной уверенности, различной степени вероятности, сомнения, допущения возможности нескольких решений известного вопроса находят себе выражение в суждениях условных и разделительных, отличающихся от категорических тем, что в них можно указать некоторый элемент О. По существу всякое О. есть ничто иное, как утверждение небытия, отсутствия чего бы то ни было; поэтому оно должно выражаться в суждении, а так как нерв суждения заключается в связке (есть, не-есть), то О. должно заключаться в связке или глагольной форме (сказуемом), заменяющей связку. Однако, есть суждения, в которых О., по-видимому, находится в подлежащем (определяемом) или же в дополнении (напр. не он зовет меня; он зовет не меня) — но в этих случаях мы имеем дело с суждениями, имеющими лишь форму отрицательных, а по существу представляющие утвердительные суждения неопределенного содержания; эти суждения могут быть, без ущерба для выраженной в них мысли, преобразованы в утвердительные суждения. Подобно тому, как некоторые суждения только по форме отрицательные, в действительности же выражают собой лишь утверждение неопределенного вида, так и некоторые понятия, несмотря на отрицательную форму, указывающую на историю возникновения понятия, имеют положительное содержание. Напр. в понятии неорганического мыслится не только отсутствие жизни, но и положительное содержание. Форма этого понятия указывает лишь на то, что оно возникло путем сравнения с организмом, благодаря которому найден признак, отсутствующий в неорганическом мире. Часто, однако, действительно отрицательное понятие замещает собой положительное; им пользуются как принципом объяснения реальных явлений, забывая его отрицательный характер, и таким образом впадают в ошибки. Напр. в понятии бессознательного мыслится только отсутствие сознания; тем не менее, некоторые психологи пользуются бессознательным, как принципом объяснения явлений, а Гартман сделал это понятие даже основой своей философской системы. В некоторых случаях отсутствие какого-либо условия принимают за действующую причину (напр. отсутствие ухода за больным считают причиной его смерти и т. д.); такая ошибка легко устранима. Понятия однородного содержания, но представляющие как бы два противоположных полюса, часто выражаются одно — утвердительным, другое — соответственным отрицательным, причем второе иногда и считается отрицательным, тогда как в действительности оно обозначает столь же реальное явление (например, счастье и несчастье, добро и зло и т. д.). Насколько произвольно это обозначение, видно из того, что Шопенгауэр старался в сфере нравственных явлений придать положительному понятию значение отрицательного, и наоборот: он полагал, что наслаждение есть только отсутствие страданий и обозначает собой, таким образом, отрицательное понятие (психологически это, несомненно, ошибочно). О. в философских системах играло весьма разнообразную роль. Гераклит, напр., видел в О., в борьбе сущность бытия; такое же важное значение имеет О. и в диалектическом развитии понятий, ибо благодаря ему одно понятие переходит в ему противоположное (бытие — в небытие). Самый процесс О., будучи объективирован, дает понятие небытия, роль и значение которого в философских системах чрезвычайно разнообразны. Демокрит, напр., считает небытие столь же реальным, как и бытие, подразумевая под небытием пустое пространство, нереальность которого была впоследствии показана Декартом. Платон называет не существующим (ούκόν) мир явлений, в отличие от реально существующих идей. В этом случае понятие небытия обозначает собой лишь низшую степень реальности — видимость, имеющую свое местопребывание лишь в сознании человека, а не в объективном мире. Для Канта, наоборот, мир действительного бытия, мир предметов самих по себе, представляет собой как бы небытие или низшую степень бытия, ибо о нем мы можем сказать только, что он существует, но знать о нем ничего более не можем.

Э. Р.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  1. ср.1) Процесс действия по знач. глаг.: отрицать.2) Отрицательный ответ.3) То, что фактом своего существования исключает возможность наличия чего-л. другого.2. ср.Слово, придающее отрицательный смысл речи (в лингвистике). ...
Толковый словарь Ефремовой
2.
  ОТРИЦА́НИЕ -я; ср.1. к Отрицать. Прийти к отрицанию искусства. О. доводов оппонента. Настаивать на отрицании человеческого бессмертия.2. Филос. Связь двух последовательных состояний развивающегося объекта. О. старого новым. Закон отрицания отрицания (закон диалектики, устанавливающий единство поступательности и преемственности в процессе развития).3. Лингв. Слово или частица, отрицающая смысл другого слова или фразы (в русском языке: не, ни, нет).Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
3.
  -я, ср. 1. см. отрицать. 2. В философии: стадия в развитии объекта, сменяющая собой предыдущую и вбирающая в себя из неё всё положительное. Закон отрицания отрицания (закон диалектики, устанавливающий единство последовательностей и преемственностей в развитии объекта). 3. В грамматике: слово или морфема, заключающие в себе значение противоположности утверждаемому, напр. “нет”, “не”, “ни”. ...
Толковый словарь Ожегова
4.
  отрицания, ср. 1. Действие по глаг. отрицать. дух отрицанья. дух сомненья на духа чистого взирал. Пушкин. ? отрицательный ответ. Отвечать отрицаниями. 2. только ед. То, что отрицает собою, своим существованием что-н. (книжн.). Фашизм сам хвастает тем, что он является отрицанием демократизма и всяческих свобод. Лтвнв. 3. Момент в процессе диалектического развития материального мира и мышления, характеризующийся разрушением отживающих сторон и развитием положительных. Для каждой категории предметов, говорит Энгельс, имеется особый, ей свойственный способ отрицания, без которого не может получиться развития. 4. Слово, придающее отрицательный смысл речи (в русском языке частицы "не" и "ни"; грам.). ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины