Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - pala d'oro
Pala d'oro
знаменитый памятник византийского эмальерного и ювелирного дела, род небольшого иконостаса, помещенный за главным престолом собора св. Марка, в Венеции. Он представляет собой прямоугольник длиной приблизительно в 3,15 м и вышиной в 2,1 м и состоит из 83 эмалевых образов, обрамленных бордюрами, которые украшены драгоценными каменьями и чеканенными медальонами. Весь памятник исполнен из золота. Отдельные образа отделены один от другого колонками или миниатюрными пилястрами, усеянными жемчугом, рубинами, яхонтами, алмазами и пр.; точно также разукрашено и все пространство полей между эмалевыми изображениями и тимпаны арок над ними. Общее число драгоценных камней в Р. d'oro простирается до 1339, а жемчужин — до 1200. Сами образа исполнены перегородочной эмалью на золотом фоне. Прямоугольник, образуемый совокупностью эмалей и их обрамления, состоит из двух отдельных горизонтальных полос, из которых верхняя служит надставкой над нижней. Средину верхней полосы занимает большой медальон с изображением архистратига Михаила; по сторонам от него помещены: слева иконы Входа во Иерусалим, Сошествия Христа в ад и Распятия, а справа — иконы Сошествия св. Духа на апостолов, Вознесения Господня и Успения Богородицы. Нижняя полоса, гораздо более широкая, чем верхняя, содержит в своей середине икону Спасителя, сидящего на престоле и, по ее углам, четыре медальона с изображениями евангелистов; далее, направо и налево, идут образа ангелов и святых, расположенные в три яруса, и, наконец, вверху и с боков, помещен, в виде бордюра, ряд сцен на сюжеты из священного писания и жития св. Марка. Р. d'oro не принадлежит какой-либо определенной эпохе: ее отдельные эмали, будучи исполнены в различное время, далеко не одинаковы по качеству работы и художественному достоинству. Что касается до рамок и орнаментов, то вследствие многократного реставрирования памятника, многие их части отзываются позднейшим итальянским стилем. Старинное предание гласит, что дож Пьетро Орсеоло, в 976 г., заказал в Константинополе переднюю доску для алтаря св. Марка, которая была потом помещена на самом алтаре, в виде пределы, и превратилась в нынешнюю Р. d'oro. Затем, дож Орделафо Фальеро прибавил к прежним ее эмалям новые, а в 1209 и 1345 гг. она была опять реставрирована и украшена новыми геммами. Ср. J. Labarle, "Recherches sur la peinture en émail etc." (Пар., 1856).
А. A. С—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1251 | |
2 | 1147 | |
3 | 1078 | |
4 | 1073 | |
5 | 869 | |
6 | 678 | |
7 | 634 | |
8 | 621 | |
9 | 619 | |
10 | 608 | |
11 | 587 | |
12 | 576 | |
13 | 570 | |
14 | 565 | |
15 | 558 | |
16 | 557 | |
17 | 544 | |
18 | 536 | |
19 | 511 | |
20 | 509 |