Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - проза

Проза

проза

Характеристика П. как особого склада мысли и речи, в известных отношениях противоположного поэтическому, сделана в статье Поэзия. С этой точки зрения П. тождественна с наукой; противоположение научного закона и поэтического типа вполне исчерпывает отношения между поэзией и П. Это противоположение яснее всего определено Вильг. Гумбольдтом: "поэзия берет действительность в ее наглядном проявлении, в том виде, в каком она доступна внутренним и внешним чувствам, не заботясь о том, что, собственно, делает ее действительностью, и даже намеренно отталкивая от себя этот вопрос. Переработав это наглядное проявление действительности в образ, она воплощает в нем художественно идеализированное целое. П., напротив, доискивается в действительности именно того, чем она коренится в бытии, тех нитей, которыми она с ним связана; связав затем отвлеченной формулой факт с фактом и понятие с понятием, она представляет их объективную связь в форме идеи" ("О различии организмов etc."). Нельзя противополагать поэзию и П. ни с точки зрения различия субъективности и объективности — разница здесь только в степени, — ни с точки зрения их влияния на чувство — эстетический и эмоциональный характер могут быть в высокой степени свойственны и П., — ни с точки зрения их материала — мир ирреальный в некоторых своих построениях доступен именно только П., науке, а не поэзии: таковы математические учения о многомерных пространствах, более далеких от того, что мы называем действительностью, чем самые идеальные измышления самого необузданного поэта-фантаста. Ввиду этого сходства поэзии и П. и по целям (познание) и по материалу (мир реальный и идеальный) невозможно определять П., как "те словесные произведения, в которых, по требованию и для удовлетворения собственно мыслящей силы души, воспроизводится в слове мир действительный или мир нашей мысли, с целью исследовать истину в области того и другого мира". В этом определении, выставленном старой эстетической теорией, нет ничего, что не было бы свойственно и поэзии. Иное, внешнее понимание термина прозы — вместе с иным пониманием слова поэзия — проводит между ними более определенное различие: это — отождествление поэзии со стихами, которое, собственно, и подало повод к выделению П. (prorsa, т. е. oratio proversa, речь, свободно стремящаяся вперед, в то время как стих должен всегда возвращаться обратно, versus), как особого вида речи, а вместе с тем и словесных произведений. С точки зрения науки, которая знает и художественные романы, и даже "стихотворения" в П., и дидактические (т. е. прозаические) произведения в стихах, такое деление принято быть не может, но в обыденной речи, за отсутствием других терминов, оно держится. Необходимо, однако, указать, что и прозаическая речь не так "свободна", как это может казаться с первого раза: ее структура подчинена своим законам, более сложным и менее уловимым, чем законы стихотворного ритма, но тем не менее несомненным. В ней нет рифмы и однообразия стихов и стоп, но есть иные проявления внешней симметрии и последовательности. На своеобразие прозаического ритма указывает с особенной очевидностью не столько дурная, негармоническая П., сколько попытки дать П. стихотворный ритм (так называемая "рубленая П."), действующие самым антиэстетическим образом. Деление П. на роды и виды (повествование — летопись, записки, биография, характеристика, некролог, история; описание — ученое и художественное, путешествие; рассуждение — аналитическое и синтетическое, критика; речь ораторская — политическая, судебная, академическая, духовная, спич), которым в современных учебниках исчерпывается вся теория П., не имеет ни научного значения, ни дидактических достоинств; то, что в ней есть научного, заимствовано из логики, остальное — мертвое наследие старинной риторики.

Ар. Г.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ж. греч. обычная речь, простая, не мерная, без размера, противопол. стихи. Есть и мерная проза, в которой, однако, нет размера по слогам, а род тонического ударения, почти как в русских песнях, но гораздо разнообразнее. Прозаист, прозаик, прозаический писатель, пишущий прозой. ...
Толковый словарь Даля
2.
  про́засущ., ж., употр. сравн. частоМорфология: (нет) чего? про́зы, чему? про́зе, (вижу) что? про́зу, чем? про́зой, о чём? о про́зе1. Проза — это разновидность художественной речи — нестихотворная повествовательная речь. Пробовать себя в прозе.2. Прозой называется нестихотворная повествовательная литература, а также совокупность таких произведений. Современная проза. | Английская проза. | Проза Пушкина, Лермонтова. | Военная, историческая, психологическая, бытовая проза. | Приглашаем всех наших авторов и читателей на сайт, посвящённый современной прозе.3. Стихотворением в прозе называют короткое, ритмически организованное произведение, обычно лирического характера. Тургеневские стихотворения в прозе.4. Прозой можно назвать то, что является необходимым и обычным в жизни, повседневным, обыденным. Проза жизни. Житейская проза. | Заведующий кафедрой высшей математики обратил внимание членов совета на прозу жизни — аудитории для лекций маловаты и не приспособлены для занятий.• прозаи́ческий прил. Прозаическое произведение.• прозаи́чный прил. Прозаичные интересы.Толковый словарь русского языка ДмитриеваД. В. Дмитриев.2003 ...
Толковый словарь Дмитриева
3.
  ж.1) Ритмически не организованная речь.2) Нестихотворная литература.3) перен. разг. Скучное однообразие; повседневность, будничность. ...
Толковый словарь Ефремовой
4.
  ПРО́ЗА -ы; ж. [лат. prosa]1. Разновидность художественной речи, лишённой ритмической организации; нестихотворная речь (противоп.: поэ́зия). Пробовать себя в прозе. Писать прозу.2. Нестихотворная литература; совокупность таких произведений (противоп.: поэ́зия). Современная п. Английская п. П. Пушкина, Лермонтова. Военная, историческая, психологическая, бытовая п. Булгаковская п. Публиковать чью-л. прозу. Стихотворение в прозе (лит.; короткое, ритмически организованное произведение, обычно лирического характера).3. То, что является необходимым и обычным в жизни; повседневность, обыденность. П. жизни. Житейская п. Говорить прозой (говорить без возвышенных слов).Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
5.
  -ы, ж. I. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии. Художественная п. Писать прозой. 2. перен. Будничное, повседневное в жизни. Житейская п. П. жизни. II прил. прозаический, -ая, -ое (к 1 знач.). ...
Толковый словарь Ожегова
6.
  прозы, мн. нет, ж. (латин. prosa). 1. Нестихотворная литература; противоп. поэзия. Писать прозой. Над ними надписи и в прозе и в стихах. Пушкин. Современная проза. Проза Пушкина. || Вся практическая, не художественная литература (устар.). Доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык. Пушкин. 2. перен. Повседневность, будничная обстановка, то, что лишено красочности, яркости, живости. Средь лицемерных наших дел и всякой пошлости и прозы. Некрасов. Проза жизни или житейская проза. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины