Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - само

Само

само

полумифический герой чешской истории древнейшего периода. Нечех по происхождению, он появился со своим родом или "челядью" в Чехии около 622 г. по Р. Хр., когда чехов и мораван более всего теснили авары. Внушив доверие и любовь своим новым соотечественникам, С. подготовил почву для успешной борьбы против притеснителей и освободил Чехию и Моравию от аварского ига. Во время этой борьбы к чехам примкнули и некоторые другие славянские племена на Ю и на С. Избранный ими в 627 г. в короли С., по словам хрониста Фредегара, царствовал 35 лет и от 12 жен имел 22 сына и 15 дочерей. Сломив навсегда могущество аваров, он успешно боролся и против франков и принудил их наконец искать его дружбы. Потом он обратил свое оружие против славянских племен, живших к В от Одера и Вислы. Могущественное государство, созданное им, имело своим ядром Чехию и Моравию, а столицей, как полагают, Вышеград; но после смерти С. оно распалось, и только Чехия осталась во власти его непосредственных преемников. События последнего времени жизни С. неизвестны; сведения о нем прекращаются после 641 г. Национальность С. представляет историческую загадку. Прежде думали обыкновенно, что он был по происхождению франк (у Фредегара: "Samo, natione Francus, de pago Senonago"), хотя и в старину еще было мнение о его славянском происхождении (у Anonymus Salisburgensis: "Samo nomine quidam Sclavus"), Разобрав этот вопрос, Фр. Палацкий ("Ueber den Chronisten Fredegar und seine Nachrichten von Samo", в "Jahrbücher des böhmischen Museums", 1830) пришел к убеждению, что С. был славянин, родом из племени велетов, которое около 622 г. должно было подчиниться верховному владычеству франков: он покинул тогда со своим родом отчизну, чтобы не подчиняться чуждому господству. Немецкие историки продолжают считать его франком и даже (напр. M. Budinger, в своей "Oesterreichische Geschichte bis zum Ausgange des dreizenten Jahrhunderts", Лпц., 1858) находят, что самое имя "Само" имеет германское значение. См. F. Fasching, "König Samo" (Марбург, 1872); J. Haupt, в "Untersuchungen zur deutschen Sage" (I, Вена, 1866, 102—105); D-r G. Krek, в "Einleitung in die slavische Literaturgeschichte" (9 изд., Грац, 1887, 321—322).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  нареч. разг.см. сам (3*). ...
Толковый словарь Ефремовой
2.
  САМО́ см. Сам.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
3.
  Первая часть сложных слов со знач.: 1) направленности чего-н. на себя, исхождения от себя или осуществления для себя, напр. самовосхваление, самозащита, самоснабжение, самоконтроль, самовыражение, самовыявление, самозаготовки, самофинансирование; 2) обращённости к самому себе, в самого себя или направленности на самого себя, напр. самовлюблённый, самомнение, самонаблюдение, самонадеянность, самообладание, самопознание, самоуверенный, самоуглубленный, самоудовлетворение, самоуважение, самоунижение, самоутверждение, самочувствие; 3) совершения чего-н. без посторонней помощи; без постороннего участия, напр. самодеятельность, самолечение, самоучитель, самоделка, самоклеящийся; 4) совершения чего-н. автоматически, непроизвольно или само по себе, напр. самоблокирование, самовентиляция, самовыгружатель, самовоспламенение, самозарядный, самокормушка, самонаведение, самопишущий; 5) единовластный, напр. самовластие, самовластительный, самодержавие; 6) самый (в 4 знач.), напр. самоважнейший, самомалейший, самомоднейший, самоновейший, самонужнейший, ...
Толковый словарь Ожегова
4.
  (2) (простореч.). Первая часть составных прил. в превосходной степени, в знач. самый (см. самый в 4 знач. и  126), напр. самоновейший, самомалейший и т. п. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины