Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - смычок

Смычок

смычок

(муз.)

род деревянного лучка (древко), между концами которого натянут конский волос. С. служит для игры на смычковых струнных инструментах. Наиболее художественно выработанные С. изготовляются для скрипки, альта и виолончели. Меньший размер принадлежит скрипичному С. Контрабасовый С., сравнительно с большим корпусом инструмента, не длинен, так как вследствие сильного напряжения при игре древко не могло бы выдержать напора, да и вообще С. был бы слишком тяжел. Главное достоинство С. — легкость и некоторая эластичность. Конский волос С. натирается перед игрой канифолью. Способ ведения С. или штриха называются тоже С. Движение С. вниз обозначается скобкой: (реже ), вверх — углом (реже ). Игра С. у подставки обозначается словами sull ponticello, у грифа — sull tasto. В ряде нот без знака связи (лиги) над ними каждая из них исполняется новым С., т. е. для каждой ноты меняют его направление. При игре разными С. существуют два способа его ведения: Détaché, при котором ноты берутся целыми С. без промежутка между нотами (плавно), и Martelé, при котором после каждого С. происходит небольшой перерыв; напр. четверть, взятая таким способом, звучит как осьмая, после которой идет пауза осьмой. Détaché обозначается черточкой под каждой нотой (—), Martelé — точкой (∙).В медленном темпе при этих смычках каждая нота исполняется целым смычком, в более быстром — только его частью, смотря по быстроте движения: в очень быстром движении каждая нота исполняется осьмой частью С. или одной шестнадцатой. В таком темпе Martelé называется spiccato или легкое Martelé, которое обозначается или точками, или прямыми запятыми ('). Ноты без вышеприведенных знаков исполняются новыми смычками, без особенных приемов. Исполнение нескольких нот одним С. называется legato; над такими нотами ставят дугу, или лигу . Ноты исполняются связно, без перерыва между ними. Чем меньше перемен С. во фразе, тем исполнение мягче; чем больше — тем резче. При лиге и ведении С. только в одну сторону встречается исполнение нот с перерывами между каждыми двумя нотами, оно бывает двоякого рода: Portamento и Staccato. В Portamento при лиге присоединяются к каждой ноте знаки Détaché (—). Ряд нот исполняется толчками С. с очень малыми перерывами после каждой ноты.В Staccato при лиге присоединяются к каждой ноте знаки Martelé (∙): ряд нот исполняется толчками С. со значительными перерывами после каждой ноты.При скором движении Portamento превращается в Staccato. Вышеизложенные способы пользования С. применяются на всех оркестровых смычковых инструментах.

Л. Соловьев.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  1. м.Слегка изогнутая деревянная палочка с натянутым вдоль нее пучком конских волос, прикосновением которой извлекают звуки из струн некоторых музыкальных инструментов.2. м.Пара однопородных, разного пола гончих собак, подобранных по внешнему виду.3. м. устар.Приспособление для трепания шерсти в виде небольшого лучка с натянутой тетивой. ...
Толковый словарь Ефремовой
2.
  СМЫЧОК1. СМЫЧО́К, -чка́; м. Деревянная трость с натянутым вдоль неё пучком конских волос, которой водят по струнам для извлечения звуков. Скрипичный с. Порвать с. Дотронуться с. до струн. ◁ Смы́чковый, -ая, -ое. С-ые инструменты. С. квартет.2. СМЫЧО́К, -чка́; м. Охотн. Верёвка, которой связывают попарно гончих собак. Собаки на смычке.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
3.
  трость с натянутыми конскими волосами, используемая для извлечения звука на струнных инструментах типа скрипки. Смычок, во многом определяющий богатство звучания и выразительность, которые характеризуют инструменты типа скрипки, по-видимому, впервые появился у кочевников Центральной Азии, ок. 9 в. получил распространение в Китае, Индии и затем через мусульманские страны проник в Европу. Примитивная лукообразная форма смычка, до сих пор бытующая на Востоке, постепенно изменялась в соответствии с требованиями европейской профессиональной музыки. Окончательную форму современному смычку тонкому, слегка вогнутому, прекрасно сбалансированному, с тростью из фернамбукового дерева, с металлическим или костяным концом и устройством для равномерного распластывания волос придал французский мастер Франсуа Турт (1747-1835). Роль Турта в истории смычка сопоставима с ролью Страдивари в истории скрипки. Смычки альта, виолончели и контрабаса отличаются от скрипичных только размерами.См также Скрипка. ...
Энциклопедия Кольера
4.
  -чка, м. Слегка изогнутая деревянная палочка с натянутым вдоль нее пучком конских волос, к-рой водят по струнам для извлечения звуков. Скрипичный с. II прил. смычковый, -ая, -ое. Смычковые инструменты. ...
Толковый словарь Ожегова
5.
  смычка, м. (охот.). 1. Веревка, к-рою привязаны одна к другой попарно гончие собаки при отправлении на охоту. Спустить гончих со смычка. Взять гончих на смычок. 2. перен. Пара (гончих) собак. Смычок гончих. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины