Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - стаций

Стаций

стаций

(Публий Папилий Statius) — римский поэт (род. ок. 40, ум. после 95 г. по Р. Хр.). На развитие и обработку стихотворного таланта С. оказал сильное влияние его отец, который был также поэтом и стоял во главе школы поэзии в Неаполе. С.-младший сохранил нам программу школы своего отца: здесь объяснялись Гомер и Гесиод; юноши учились петь оды Пиндара под аккомпанемент лиры; читались творения того Ивика, который умолял журавлей об отмщении, партении Алкмана, песни Сапфо; объяснялись и запутанные произведения эпохи Александринизма — творения Каллимаха, Ликофрона и Софрона. Позже школа была перенесена в Рим, где к числу учеников ее принадлежал, вероятно, Домициан, будущий император. Отец завещал С. небольшое поместье у Альбы и многих знатных покровителей, имена которых С. увековечил в своих стихотворениях. Это обилие знатных знакомств сильно повлияло на характер поэтической деятельности С.: он сделался поэтом случая, что было очень выгодно для того времени, когда тщеславие выражалось гораздо наивнее. Вместе с тем поэзия случая являлась, по меткому выражению Ренана, суррогатом журналистики. Богатые люди охотно за плату пользовались этой поэзией для хвалебных описаний их семейных торжеств, вилл, садов, терм, художественных собраний и драгоценностей. Иногда поэтам случая приходилось трактовать и такие невысокие темы, как выздоровление попугая, первую стрижку волос у раба-любимца и т. п. Сам император был далеко не равнодушен к тому, что прославляли его милости и щедрости, воспевали вновь воздвигнутую божеству его статую или, наконец, получение им консульства, хотя бы это было уже 17-е по счету (С. IV, 1). От подобных произведений требовалась, главным образом, быстрота исполнения. Надо было непременно писать под свежим впечатлением, пока ни у самого поэта, ни у его слушателей не остыли еще чувства, вызванные известным событием. Талант С. вполне соответствовал этому требованию. Получив в школе отца отличную техническую выправку, он владел даром вызывать требуемое настроение; это был настоящий импровизатор-виртуоз. Только что осмотрел поэт храм Геркулеса в Сорренто, как уже появилось стихотворное описание его, самое удачное изо всех мелких произведений С. (III, 1). Ручной лев пал на арене: немедленно затем С. подносит присутствовавшему в числе зрителей императору поминку по зверю. Тибуртинская вилла Манлия Вописка описана в один день (I, 3; 110 стихов); только два дня заняло составление брачной песни Стелле и Виолентилле (I, 2; 277 стих.). Составляя на скорую руку стихотворения, в которых большею частью приходилось хвалить, С. легко впадал в преувеличения. Желая, напр., восхвалить величину конной статуи императора (I, 1), поэт доходит до полного комизма. Он рассказывает, как почившая родня Домициана, обратившаяся уже в звезды, ночью будет спускаться с неба и обмениваться нежными поцелуями, причем все эти звезды поместятся на одной лишь шее коня. Вообще, при составлении стихотворений, посвященных императору, лесть С. не знает пределов. Особенно замечательно в этом отношении благодарственное стихотворение за первое приглашение к императорскому столу. Счастливцу казалось, будто он возлежит с Юпитером среди звезд и Ганимед подает ему кубок (см. ст. Н. М. Благовещенского: "Римские клиенты Домицианова века", "Русская мысль", 1890, 4). Быстрота, с какою созидались подобные стихотворения, исключала сколько-нибудь старательную обработку сюжета. Поэт вращается в сравнительно узком кругу слов, оборотов и образов, которые были находимы им без всякого труда. Наглядные примеры частых у С. повторений одного и того же слова или слов одного корня и т. п. недостатков от спешности работы указаны в диссертации Р. Kerckhoff'a: "Duae quaestiones Papinianae" (1884). Сборник своих стихотворений С. озаглавил "Silvae" (леса). Это название (до С. оно встречается у Лукана) давалось подобным произведениям в противоположность хорошо возделанным и прибранным садам поэзии. Н. М. Благовещенский сравнивает сильвы с нашими старинными "Вертоградами"; но это сравнение может относиться только к заглавию. Тогдашняя литературная критика в лице Квинтилиана отнеслась к произведениям С. довольно сурово; между поэтом и критиком завязалась любопытная полемика, история которой всего лучше рассказана Vollmer'ом (в журнале "Rheinisches Museum", т. 40). Сильвы собраны в 5 книгах, из которых последняя издана по смерти поэта. Несомненен год издания 4-й кн. — 95-й, когда С. переселился из Рима в Неаполь. Кроме сильв, С. принадлежат две большие эпические поэмы, доставившие ему огромную славу в древности и в средние века: Фиваида и Ахиллеида. Первая представляет собою изложение борьбы между сыновьями Эдипа, Этеоклом и Полиником, из-за обладания Фивами — сюжет, трактовавшийся весьма часто не только в греческой (киклики, Антимах, Эсхил, Софокл, Еврипид), но и в римской (Понтик, Линкей, Сенека) поэзии. 12 книг Фиваиды, содержащих более 9000 гекзаметров, распадаются на две половины: 1) подготовления к войне и 2) поход 7 героев из Аргоса против Фив. 12 лет работал С. над Фиваидой. Об успехе ее среди современников свидетельствует Ювенал (сат. VII, ст. 82 и сл.). О популярности ее в средние века можно догадываться по той роли, которую играет С. у Данте в "Purgatorio", 22 ("per te poeta fui, per te cristiano"). Важнейшие недостатки поэмы — избитость и ненациональность сюжета, растянутость изложения, чрезмерное увлечение мифологией и крайняя невыдержанность языка: то излишняя краткость, то чрезмерная полнота. Идеал С. — Вергилий, подражание которому в Фиваиде весьма заметно. При составлении Ахиллеиды С. задался задачей проследить всю жизнь героя, начиная с его рождения и воспитания. Смерть помешала ему осуществить это намерение: в 900 с лишком стихах первой песни и 167 второй рассказ доведен только до отправления Ахилла под Трою. В художественном отношении Ахиллеида стоит несколько выше Фиваиды. Два произведения С. пропали: либретто к балету Агава и поэма о германской войне Домициана. Рукописей Фиваиды и Ахиллеиды очень много (более 70); кодексы сильв немногочисленны и все относятся к XV стол.; лучший из них — мадридский (см. "Classical Review" за 1898 г.). Весьма важен для критики текста сильв экземпляр первопечатного их издания, принадлежавший гуманисту Полициано (ныне в римской biblioteca Corsini), где отмечены чтения древней рукописи, ныне утраченной. Лучшие издания сильв дали Markland (Л., 1728 2-е изд. Дрезд., 1827) и Vollmer (Лпц., 1898), наиболее удобное — Albr. Klotz (1900). Последние по времени издания Фиваиды и Ахиллеиды принадлежат Kohlmann'y (Лпц., 1879). См. Nohl, "Quaestiones Statianae" (Б.. 1871); Lehanneur, "De Statii vita et operibus" (La Rochelle, 1878); Curcio, "Studio su P. Papinio Stazio e la suo Tebaide" (Catania, 1889). Остальную литературу см. в статье А. Малеина "Mart. epigr.", VIII, 50, и "Stat. Silv.", I, 6 в "Филолог. обозрении", т. VIII.

А. Малеин.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ПУБЛИЙ ПАПИНИЙ (Publius Papinius Statius)(ок. 45-96 н.э.), латинский поэт, родился в Неаполе, блистал при дворе императора Домициана. С 80 по 92 Стаций создал Фиваиду (Thebais), эпическую поэму в 12 песнях (10 000 стихов гекзаметра). В этой поэме, основанной на известном греческом мифе, описывается соперничество братьев Полиника и Этеокла за царскую власть в Фивах. Стаций сочинил также 5 книг стихотворений под общим названием Silvae (можно перевести как Наброски). Это 32 стихотворения разной длины, написанные (все, кроме шести, гекзаметром) на случай, без тщательной отделки. Некоторые, как, например, стихотворение, посвященное сну (V 4), поистине прелестны. К моменту своей смерти Стаций завершил II песнь другого эпоса, Ахиллеиды (Achilleis). Для искусственных литературных вкусов эпохи показательно то, что сюжеты крупных произведений Стаций брал из мифологии.ЛИТЕРАТУРАПублий Папиний Стаций. Фиваида. М., 1992 Публий Папиний Стаций. Сильвы. В кн.: Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. СПб, 1994 ...
Энциклопедия Кольера

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины