Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - такт в музыке
Такт в музыке
). Простой размер, или Т., бывает двухдольный:
трехдольный:
Сложный размер состоит из соединения нескольких тактов простого размера в один Т., причем сохраняются акценты (тезисы) всех соединенных Т. Первый акцент в сложном Т. получает преобладающее значение и называется сильным временем; остальные имеют второстепенное значение и называются бывшими сильными временами. Сложный размер или Т. бывает: а) Двухдольный:
б) Трехдольный:
Эти такты не следует смешивать со сложными тактами в 2/4, 3/2, 8/4, состоящими из трех тактов (в две ноты каждый) и имеющими акценты на 1-й 3-й и 5-й нотах (см. далее).
Встречаются так называемые неправильные сложные Т., составленные из неодинаковых по величине тактов. Таковы, например, пятидольный Т., состоящий из соединения трехдольного и двухдольного тактов в один Т.: 3/4 + 2/4 = 5/4 (акценты на первой и четвертой четвертях) или из двухдольного и трехдольного 2/4 + 3/4 = 5/4 (акценты на первой и третьей четвертях); семидольный Т., состоящий из 4/4 + 3/4 =7/4 с акцентами на первой, третьей и пятой четвертях или, наоборот, из 3/4 + 4/4 = 7/4 с акцентами на первой, четвертой и шестой четвертях. Нередко пьеса начинается не полным тактом, а какой-нибудь его частью. Такой неполный такт называется "затактом".
Если в Т. простом или сложном обозначенные в ключе предстоящим знаком части Т. распадаются на более мелкие деления, сумма длительности которых равняется длительности обозначенных частей в предстоящем знаке, то эти мелкие нотные деления должны быть расположены по группам, из которых каждая по длительности равнялась бы одной из частей, обозначенных в предстоящем знаке. Значит, в Т. может быть столько групп, сколько частей в предстоящем знаке. Такой прием называется группировкой Т. Паузы, заменяющие собою местами ноты, подчиняются тем же условиям группировки.
Т. при исполнении должны иметь равную продолжительность в зависимости от обозначения темпа. Меняется темп — меняется и продолжительность Т. Играть в Т. — значит точно выполнять длительность каждой ноты Т. Для точного соблюдения Т. исполнителями у дирижеров существуют условные взмахи правой рукой, указывающие на размеры двухдольный, трехдольный и сложные. О тактомере или тактономе — приборе, обозначающем скорость движения частей Т., — см. Метроном.
Н. Соловьев.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1252 | |
2 | 1148 | |
3 | 1080 | |
4 | 1075 | |
5 | 870 | |
6 | 679 | |
7 | 635 | |
8 | 623 | |
9 | 621 | |
10 | 610 | |
11 | 588 | |
12 | 577 | |
13 | 572 | |
14 | 567 | |
15 | 561 | |
16 | 559 | |
17 | 545 | |
18 | 537 | |
19 | 512 | |
20 | 510 |