Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - танец

Танец

танец

О Т., как особом виде искусства, см. Хореография; об общем значении Т. см. Пляска (см.). Простейшую форму Т. для отогнания или умилостивления демонов представляет австралийский Т. вокруг деревянного идола. Давид совершал религиозную пляску перед Ковчегом завета. На греческих елевзиниях были Т. В древней Мексике во время больших жертвоприношений в честь солнечного бога плясали вокруг жертвенного огня. Древние германцы танцевали вокруг весенней фиалки. Религиозный Т. был в ходу у древних славян; остатки его сохранились в весенних и свадебных обрядах. Дервиши, буддийские монахи, шаманы предаются пляске. Ритуальный Т. требуется некоторыми сектантскими учениями, напр. хлыстовщиной. В Древней Руси танцевали в весенние и летние праздники и на свадьбах. Сохранилось много церковных запрещений "плясбы, гудьбы и песен бесовских", но они не достигали цели. Иоанн Грозный в Новгороде на свадьбе своей племянницы лично увеселял немцев плясками и песнями. Обличительная литература против Т. была очень развита в Европе старого времени. Особенно подробно говорит на эту тему чешский писатель Шимон Ломницкий в монографии 1597 г., со многими ценными бытовыми подробностями. На низком уровне цивилизации пляска, музыка и драма сливаются в одно целое; разделение их происходило постепенно. Драма цивилизованного мира произошла из священного танца Древней Греции. На празднике Диониса жизнь бога вина изображалась в пляске и в песне; из торжественных гимнов и смехотворных шуток развились в Греции трагедия и комедия. Наиболее характерны для истории Т.: 1) круговращательные Т. австралийских дикарей — так назыв. корробори и сходные с ним. Корробори бывает ночью, вокруг костра; пляшут мужчины, поют женщины; руководит Т. и музыкой дирижер. Звуки и движения точно совпадают; танцоры подпрыгивают в высоту, с левой ноги на правую и обратно, размахивают палками или мечами. Мужское корробори имеет воинственный характер, женское — половой; оно происходит перед линией танцоров-мужчин для возбуждения их страстей. 2) Хороводы — также круговращательные Т., преимущественно женские, очень широкого распространения. В их основе лежит важное значение в древности круговращения (пляска вокруг жертвенного костра, символика солнца). Русский хоровод, спартанский хормос, славянское коло входят в состав обрядных. праздничных игр, напр. весной на Троицу, летом на Ивана Купала, на крестинах, на свадьбах, при первом выгоне скота в поле, во время эпидемических болезней. С особенной яркостью солнечное значение круговращательного Т. обнаруживается в некоторых свадебных обрядах; таков, напр., немецкий обычай танцевать вокруг положенного на холме колеса. 3) Пляска вокруг дерева, встречающаяся у многих народов весной, на свадьбах, на ярмарке. Обычай этот стоит в связи с культом древесных духов и с символикой древа мира; см. Зибрта, "Jak se kdy v Cechach tancovalo", 164—165). 4) Поверья и сказки о пляске солнца встречаются у славянских и германских народов, упоминаются у писателей XVII и начала XVIII стол. Чаще всего поверье приурочено ко дню Христова Воскресения. Местами поселяне выходят рано утром на взгорье смотреть, как танцует солнце. По облачности гадают при этом об урожайности предстоящего года. Однородно представление в Риг-Веде зари (Usas) в виде танцовщицы, надевающей наряды. 5) Пляски смерти (см.). 6) пляска св. Витта (см. Виттова пляска). В средние века пляской св. Витта назывался болезненный эпидемический Т. В особенности свирепствовала эта эпидемия в XIV ст. во время "черной смерти", когда танцами и бичеванием старались отвратить бедствие. Литература предмета указана в соч. Зибрта, "Jak v Cechach tancovalo", 49—54. Т. св. Витта стоит в связи с русским народным обычаем опахивания села во время эпидемий (см. "Культур. переживания" Сумцова, 28). 7) Пляски ведьм часто упоминаются в старинных судебных процессах о колдовстве и в народных сказках. Необходимой принадлежностью шабаша была пляска демонов с ведьмами. Сохранилось много старинных рисунков на эту тему, напр. в соч. Олафа Великого, 1550 г. Сюда примыкают древние мифические сказания о пляске богов и демонов, напр. былевые песни о пляске морского царя. 8) В связи с демоническим элементом пляски стоят многие сказки о чудесной дудке, под звуки которой все пляшет (см. Bolte, "Das Märchen vom Tanze des Mönches im Dornbush", Берл., 1892, с дополн. в "Archiv f. n. Sprachen", XC). В Германии и в Чехии повести о том, как под звуки чудесной свирели пастуха все плясало, ходили уже в XV и XVI стол. К сказочному пастуху-музыканту примыкают дохристианские образы небесных музыкантов — Пана, Аполлона, инд. Гандарвы и др. В настоящее время собственно народные танцы — казачки, гопаки, трепаки, обертасы, скочни, коломыйки, тарантеллы и др. — отходят на второй план и забываются, уступая место кадрилям, полькам и проч. (ср. Никифоровский, "Очерки Витебской Белоруссии"). "Ломание кадрыля" есть вместе с тем "ломание старожитных обычаев": это замечание приложимо в большей или меньшей мере ко всем европейским народам. При всем том в Европе сохранилось еще множество местных своеобразных танцев с легкой национальной окраской, с разными остатками старины, с чертами древней дохристианской религиозной обрядности, старого рыцарства и др. В фольклоре Т. мало разработан; не разобран обширный материал культурных переживаний, даваемый детскими и праздничными играми.

Литература. Гроссе, "Происхождение искусства" (русск. перев., 1899); Тэйлор. "Антропология" (в изд. 1882 г., стр. 236); Сумцов, "О свадебн. обрядах" (1881); Михневич, "Очерк ист. музыки в России" (1879); Фаминцын, "Скоморохи на Руси" (1889); Фаминцын, "Домра"; Никифоровский, "Дударь и музыка" (в XIII т. "Этнограф. обозр." 1892); "Этнограф. обозр." (см. в "Указателях" танцы); Czerwinski, "O tancach narodowych (1860); Voss, "Der Tanz u. seine Geschichte" (1881); Reisinger, "Die Tanzkunst" (1889); Zibrt, "Jak se kdy v Cechach tancovalo" (1895, обширная монография со многими библиографическими указаниями); Böhme, "Geschichte des Tanzes in Deutschland"; Angerstein, "Volkstänze im deutschen Mittelalter" (1868); Czerwinski, "Die Tänze bei d. Kulturvölkern" (1862); Kuhač (в "Rad jugoslav. Akad. Znan. i um.", 1877); Hecker, "Die Tanzwuth" (1832); Müllenhof, "Ueber den Schwertertanz" (1871); Frischauf, "Schwerttanz" (в "Zeitsch. d. Vereins f. Volkskunde", 1894, I); Waldau, "Böhmische Nationaltänze" (1859); "Cesky Lid" (предмет, указатели в 6-ой кн. каждого года): "Этнографич. обозрение" (см. предметные указатели).

Н. Сумцов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  та́нецсущ., м., употр. частоМорфология: (нет) чего? та́нца, чему? та́нцу, (вижу) что? та́нец, чем? та́нцем, о чём? о та́нце; мн. что? та́нцы, (нет) чего? та́нцев, чему? та́нцам, (вижу) что? та́нцы, чем? та́нцами, о чём? о та́нцах1. Танцем называется вид искусства, в котором художественный образ создаётся средствами пластических и ритмических движений тела человека. Искусство танца. | Теория танца. | Студия пластического танца. | Урок танцев. Учитель танцев. | Движения и танец были первым средством коммуникации, которыми овладел человек.2. Ритуальный, обрядовый танец — это пластические элементы языческого обряда, ритуала, которые связаны с какой-либо практической, профессиональной деятельностью людей (например, охотой, рыбалкой, землепашеством и т. п.). Боевой танец. | К самым древним следует отнести охотничьи танцы и те, которые связаны с культом природы, животных и птиц.3. Танцем называется ряд пластических и ритмических движений определённого темпа и вида, которые исполняются кем-либо под соответствующую музыку. Классический, характерный танец. | Бальные танцы. | Индийский, английский танец. Старинный, модный танец. | Хороводный танец. |...
Толковый словарь Дмитриева
2.
  1. м.1) Вид искусства, художественный образ в котором создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела.2) Ряд телодвижений, исполняемых в определенном темпе и ритме в такт музыке.3) Музыкальное произведение в ритме и стиле таких телодвижений.2. м.Процесс действия по знач. глаг.: танцевать (2*1). ...
Толковый словарь Ефремовой
3.
  ТА́НЕЦ -нца; м. [нем. Tanz]1. только ед. Вид искусства, в котором художественный образ создаётся средствами пластических и ритмических движений человеческого тела. Классический т. Искусство танца. Теория танца. Мастерство танца. Студия пластического танца.2. Ряд пластических и ритмических движений определённого темпа и вида, исполняемых под определённую музыку. Бальные танцы. Украинский, немецкий т. Матросский т. Старинный, модный т. Урок танцев. Учитель танцев. Исполнять народный т. Пригласить на т. кого-л. Белый т. (на который приглашает дама). Спортивные танцы на льду (один из видов парного фигурного катания).3. Музыка к таким движениям. Сыграть т. на рояле. // Музыкальное произведение в ритме, стиле и темпе музыки к таким движениям. Славянский т. Дворжака. Венгерские танцы Брамса.4. только мн. Увеселение, развлечение, во время которого собравшиеся танцуют. Ходить на танцы, по танцам. Организовать танцы. Прервать танцы. Уйти с танцев. Познакомиться с кем-л. на танцах. В разгар танцев сломался магнитофон.5. Ритмические однотипные движения некоторых видов птиц, насекомых, выполняющие информативную функцию. Брачный т. бабочки. Танцы...
Толковый словарь Кузнецова
4.
  ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas "шаг") ведут происхождение от основных форм движений человека ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок сочетание движений в композиции; динамика варьирование размаха и напряженности движений; техника степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах...
Энциклопедия Кольера
5.
  -нца, м. 1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство танца. 2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений. Т. вальс. Классические танцы. Бальные танцы. Танцы на льду (на коньках). Школа танцев. 3. мн. Увеселительное собрание, вечер, на к-ром танцуют. Ушла на танцы. Вечером в клубе танцы. II прил. танцевальный, -ая, -ое. Танцевальная музыка. Танцевальная площадка (танцплощадка). ...
Толковый словарь Ожегова
6.
  танца, м. (от нем. Tanz). 1. только ед. Пластические и ритмичные движения как Искусство. Искусство танца. Теория танца. 2. Ряд таких движений, определенного темпа и формы, исполняемых в такт определенной музыке. Вальс и мазурка принадлежат к салонным танцам. Классические танцы. Народные танцы. Характерные танцы. Уроки танцев. Школа танцев. 3. Музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений. Танцы Брамса. 4. только мн. Действие по глаг. танцевать в 1 и 2 знач. Сегодня будут танцы. Пойти на танцы. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины