Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - вейден
Вейден
(Rogier van der Weiden, Roger de la Pasture; около 1400-1434) — нидерландский живописец. В 1427 году вписан в цех художников св. Луки в Турне. Позже он поселился в Брюсселе, которым тогда управлял Филипп Добрый. Брюссельский магистрат поднес В. почетный титул городского художника: pourtraiteur de la ville, с чем соединялись некоторые особенные права. От 1436-1449 г. В. произвел много работ, которые доставили ему широкую известность. Он написал для брюссельской ратуши 4 панно, истребленные впоследствии пожаром, две картины снятия со креста для Лувена; одна из них впоследствии была отправлена в Мадрид. В 1444-1447 г. он написал для госпиталя в Боне (Beaune) "Страшный суд", в котором особенно интересны, по своей жизненности, фигуры заказчиков этой картины, трехстворный складень с иконами Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, евангелистов и Марии Магдалины (т. наз. триптих семейства Брок, наход. теперь в Гравенорской гал., в Лондоне). В 1449 г. В. отправился в Италию, где в то время пользовались известностью Мазаччио, Беллини и некоторые другие художники; изучение итальянского искусства не осталось без влияние на позднейшие произведения В., написанные им по возвращении в его отечество. Эти произведения были: "Страшный суд", написанный на 8 створках, "Рождество Спасителя" (ныне в Берлинском музее) на 3 створках (триптих), "Поклонение волхвов" (ныне в Мюнхенской пинакотеке) — одно из последних по времени произведений Вейдена.
В ту эпоху живейшее внимание возбудила новая техника живописи братьев Ван Эйк, относительно рода которой существуют только более или менее удачные догадки. Вейден хотя и не был прямым учеником Ван Эйков, но усвоил их технические средства и, вероятно, дал случаи итальянским художникам познакомиться с ними. В., впрочем, уступает Эйкам в отношении гармоничности тонов и тонкости письма. В сочинении его картин много энергии и в выражении фигур довольно глубокое драматическое чувство. Влияние В. на его современников было чрезвычайно велико: из нидерландских его учеников выделились Мемлинг, из немецких художников — Шонгауэр. Картины В. в продолжение более чем полстолетия служили образцом; их и копировали, и писали по ним варианты его четырех сюжетов: Поклонение волхвов, Распятие, Снятие со креста и Страшный суд. В. не подписывал своих картин, но иногда ставил начальные буквы на рамах. На картинах же XV ст. часто ставились марки фамилии жертвователей картин, что и встречается на картинах В. В Эрмитаже есть замечательный образец его живописи — "Св. евангелист Лука, срисовывающий лик Богоматери". Значение картин В. для нашего времени, конечно, иное, чем для его современников. Они показывают его знание анатомии, но перспектива слаба; рисунок правильный, но фигуры удлиненны, нередко в них встречаются угловатости — а в драпировках даже почти всегда. Эти технические недостатки выкупаются религиозным настроением, которое в то время ценилось в картинах выше всего прочего. Один из сыновей В. — Петер и внук Госсуин (Gossuin) были также художниками.
Ф. П.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1255 | |
2 | 1154 | |
3 | 1086 | |
4 | 1081 | |
5 | 874 | |
6 | 684 | |
7 | 639 | |
8 | 627 | |
9 | 626 | |
10 | 613 | |
11 | 592 | |
12 | 580 | |
13 | 579 | |
14 | 571 | |
15 | 567 | |
16 | 562 | |
17 | 550 | |
18 | 540 | |
19 | 517 | |
20 | 513 |