Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - возрождение богословское понятие
Возрождение богословское понятие
возрождение богословское понятие
(άναγέννησις, παλινγενεσία, regeneratio, Wiedergeburt) — широкое по смыслу и значению богословское понятие. Догматика обозначает словом возрождение, в тесном смысле, плоды и благодатные действия в человеке крещения. В крещении подается человеку не только освобождение от грехов, в смысле прощения и невменения их, но и действительное внутреннее очищение и сообщение новой жизни действием даров св. Духа. Крещение — новое рождение (Иоан. 3) и крещенный — новая тварь (Гал. 6, 15; 2 Кор. 5, 17). Поэтому крещение называется крещением во оставление грехов (Деян. 2, 38, 22, 16), очищением банею водною (Еф. 5, 26) и спасением через баню пакибытия — возрождения διά λουτροΰ παλινγενεσίας; (ит. 3, 5). Отцы церкви, называя крещение — банею возрождения (λουτρόν παλινγενεσίας), αанею обновления и перерождения (άνάκαινισμοΰ κ άνάγεννήσεως), ςочно так же указывают на подаяние новой жизни, на возрождение в крещении. Таким образом, возрождение есть подаяние в крещении новой жизни — такой, через которую человек становится чадом Божиим (Гал. 3, 26, 28), членом тела Христова или Церкви (1 Кор. 12, 13) и наследником вечной жизни (Тит. 3, 7). Развитие и точнейшее определение понятия о возрождении в богословской системе имело сложную историю. Особенной обработке подвергалось это понятие со времен Реформации и возбудило сильные споры. Лютер резко разграничил в крещении два момента: прощение грехов и сообщение новой жизни. Первый момент — оправдание через веру в Христа Искупителя, взявшего на себе весь грех мира, освобождает человека от прежнего греха и объявляет его праведным, но еще не делает праведным. Делается человек праведным на основе оправдания через освящение: это — второй момент. Во второй половине XVI ст. кенигсбергский проф. А. Озиандер поднял спор об оправдании, утверждая, что оправдание есть не только объявление праведным, а сообщение при этом праведности, не судебный только акт, но и медицинский. Позже понятия об оправдании, освящении и возрождении подвергались тщательному обсуждению в споре между пиетистами и лютеранскими ортодоксалами. П. В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1252 | |
2 | 1149 | |
3 | 1081 | |
4 | 1076 | |
5 | 871 | |
6 | 680 | |
7 | 636 | |
8 | 624 | |
9 | 622 | |
10 | 611 | |
11 | 589 | |
12 | 578 | |
13 | 573 | |
14 | 568 | |
15 | 562 | |
16 | 559 | |
17 | 546 | |
18 | 538 | |
19 | 513 | |
20 | 511 |