Толковый словарь Ефремовой - домовой
Домовой
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ДОМОВО́Й -о́го; м. В народных поверьях: добрый или злой дух, живущий в доме. ● Из всей нечистой силы домовой пользуется наибольшей любовью. В его ведении все жилые и хозяйственные помещения дома. Оставаясь по большей части невидимым, он может показываться людям в разных обличиях: монахом, седым стариком, мужчиной, свиньёй, собакой, котом, стогом сена, но чаще всего кем-нибудь из членов семьи, например самым старшим в семье дедом или бабкой. Домовой любит проказничать; его легко обидеть, и тогда он может побить посуду, сорвать со спящего одеяло, навалиться косматой грудью на молодых. С домовым нельзя ссориться, важно суметь с ним поладить. Добившись его расположения, можно надеяться, что домовой стуком или каким-нибудь другим способом сообщит о грядущей беде или опасности. Но раз в году (30 марта) с вечерней зари до первых петухов домовой бесится. В это время он не узнаёт никого из домашних, тоскует и злится так, что готов весь дом сокрушить. Объясняется это тем, что у домового спадает старая шкура или что ему хочется жениться на ведьме.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...Толковый словарь Кузнецова
2.
(фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtmännchen, англ. Goblin) — божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода, или Чура. Различные названия Д. и место, ему отводимое, указывают на связь понятия о Д. с культом огня и почитанием предков. Поляки называют Д. Выгорище, великоруссы — дедушкой, хозяином, малоруссы — дiдько, господарь, белоруссы — падпечка, сербы — ведогонь. Место Д. обыкновенно под или за печкой, как и германского кобольда. По польским поверьям, привязанность Д. к дому очень велика: даже после пожара он не покидает печи обгорелого жилья. Кроме избы, Д. поселяется в банях, овинах, винокурнях и пр. — словом, везде, где есть печь, отчего его иногда и называют банником, подвинником и гуменником. Древняя вражда родов отразилась в поверьях о том, что чужой Д. — лихой, тогда как свой — добрый. Оттого в заговорах испрашивается защита от чужого Д. У великоруссов и литовцев Д. мстит за обиды сожжением избы. Ночью он стучит и возится, проказничает, душит ради шутки сонного. Д. — покровитель домашних животных, отчего он и носит названия хлевника, сарайника, конюшника, табунника и пр. У него всегда есть любимая лошадь, которую он холит,...Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
3.
-ого,м. В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома. ...Толковый словарь Ожегова
4.
домовая, домовое. 1. То же, что домовый (простореч.). 2. в знач. сущ. домовой, домового, м. По народному поверью сверхъестественное существо, живущее в каждом доме. ...Толковый словарь Ушакова
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1006 | |
2 | 947 | |
3 | 899 | |
4 | 825 | |
5 | 799 | |
6 | 787 | |
7 | 784 | |
8 | 725 | |
9 | 718 | |
10 | 705 | |
11 | 704 | |
12 | 685 | |
13 | 663 | |
14 | 652 | |
15 | 637 | |
16 | 632 | |
17 | 607 | |
18 | 598 | |
19 | 587 | |
20 | 586 |