Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - домовой

Домовой

домовой

(фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtmännchen, англ. Goblin) — божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода, или Чура. Различные названия Д. и место, ему отводимое, указывают на связь понятия о Д. с культом огня и почитанием предков. Поляки называют Д. Выгорище, великоруссы — дедушкой, хозяином, малоруссы — дiдько, господарь, белоруссы — падпечка, сербыведогонь. Место Д. обыкновенно под или за печкой, как и германского кобольда. По польским поверьям, привязанность Д. к дому очень велика: даже после пожара он не покидает печи обгорелого жилья. Кроме избы, Д. поселяется в банях, овинах, винокурнях и пр. — словом, везде, где есть печь, отчего его иногда и называют банником, подвинником и гуменником. Древняя вражда родов отразилась в поверьях о том, что чужой Д. — лихой, тогда как свой — добрый. Оттого в заговорах испрашивается защита от чужого Д. У великоруссов и литовцев Д. мстит за обиды сожжением избы. Ночью он стучит и возится, проказничает, душит ради шутки сонного. Д. — покровитель домашних животных, отчего он и носит названия хлевника, сарайника, конюшника, табунника и пр. У него всегда есть любимая лошадь, которую он холит, чистит, заплетает ей хвост и гриву, подсыпает ей больше овса и пр. Подобно скандинавскому Тору, Д. ездит на козле, которого поэтому и держат при конюшнях. Д. редко показывается человеку, и то перед несчастьем, предостерегая хозяев. Его можно видеть в ночь на Светлое Воскресение или Чистый четверг в хлеву: он космат, но более этой приметы нельзя упомнить, так как он отшибает память. Зимою на снегу обозначаются его мохнатые подошвы. 30-го марта Д. бесится, 28-го января его закармливают кашей. См. "Поэтические воззрения славян на природу" А. Афанасьева (М. 1869, т. II); "Дедушка-домовой" в "Архиве историко-юридич. сведений, относящ. к России", изд. Калачева (кн. I, СПб. 1876); "Остатки верований и убеждений старого времени" ("Духовный Дневник", 1865, 11 и 12); о Д. австрийских южных славян — в "Знании" (апр. 1877), о Д. разных диких и варварских народов — в "Первобытной культуре" Тэйлора, в главах об анимизме.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  м.Добрый или злой дух, живущий по суеверным представлениям в доме. ...
Толковый словарь Ефремовой
2.
  ДОМОВО́Й -о́го; м. В народных поверьях: добрый или злой дух, живущий в доме. ● Из всей нечистой силы домовой пользуется наибольшей любовью. В его ведении все жилые и хозяйственные помещения дома. Оставаясь по большей части невидимым, он может показываться людям в разных обличиях: монахом, седым стариком, мужчиной, свиньёй, собакой, котом, стогом сена, но чаще всего кем-нибудь из членов семьи, например самым старшим в семье дедом или бабкой. Домовой любит проказничать; его легко обидеть, и тогда он может побить посуду, сорвать со спящего одеяло, навалиться косматой грудью на молодых. С домовым нельзя ссориться, важно суметь с ним поладить. Добившись его расположения, можно надеяться, что домовой стуком или каким-нибудь другим способом сообщит о грядущей беде или опасности. Но раз в году (30 марта) с вечерней зари до первых петухов домовой бесится. В это время он не узнаёт никого из домашних, тоскует и злится так, что готов весь дом сокрушить. Объясняется это тем, что у домового спадает старая шкура или что ему хочется жениться на ведьме.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
3.
  -ого,м. В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома. ...
Толковый словарь Ожегова
4.
  домовая, домовое. 1. То же, что домовый (простореч.). 2. в знач. сущ. домовой, домового, м. По народному поверью сверхъестественное существо, живущее в каждом доме. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины