Поиск в словарях
Искать во всех

Лингвострановедческий словарь - двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники

двунадесятые праздники
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

Важнейшие православные церковные праздники (см. церковь, Православие).

Двунадесятые праздники отмечаются в честь важнейших событий земной жизни Иисуса Христа и его матери — Богородицы. Этих особых праздников — двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (от древнерусского два на десяте — двенадцать).

Двунадесятые праздники организуют православный календарь. Они делятся на непереходящие, фиксированные по датам календаря, и переходящие, отсчитывающиеся от дня Пасхи, дата которой меняется и рассчитывается по специальным таблицам — пасхалиям. Пасха считается у православных праздником праздников и не входит в число двунадесятых праздников.

Русской Православной Церковью двунадесятые праздники отмечаются по старому стилю, поэтому в современных календарях указаны две даты — по новому стилю и старому стилю.

В двунадесятых праздниках выделяются Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Богородичные праздники, связанные с земной жизнью Богородицы.

К Господским праздникам относятся:

Рождество Христово — отмечается 7 января (25 декабря) в память о рождении Иисуса Христа. Крещение Господне — отмечается 19 января (6 января) в память о крещении Иисуса в реке Иордан. Сретение Господне — отмечается 15 февраля (2 февраля). Слово сретение в церковнославянском языке означает «встреча». Согласно Евангелию, на 40-й день после рождения, в соответствии с законом, младенца Иисуса принесли в Иерусалимский храм. Туда же пришел и праведник Симеон, которому было предсказано, что он не сможет умереть, пока не увидит нового Бога — Христа. Симеон увидел Иисуса и поблагодарил Бога за то, что теперь он может спокойно уйти из жизни.

Как «встреча», Сретение в народной традиции связывается со сменой времен года. По народным поверьям, в этот день зима с весной встречаются, а если на Сретение оттепель, то весна будет ранней и теплой.

Вход Господень в Иерусалим — отмечается за неделю до Пасхи в память о дне, когда Иисус приехал в Иерусалим, а народ приветствовал его пальмовыми листьями. В России в этот день вместо пальмовых ветвей верующие украшают храмы ветками вербы — первого распускающегося весной кустарника. Освященные букетики вербы ставят и дома. Праздник имеет бытовое название — Вербное Воскресенье.

Вознесение Господне — отмечается на 40-й день после Пасхи в честь дня, когда Иисус Христос завершил свою земную жизнь и поднялся в Небо, или вознесся.

Троица (День Святой Троицы) — один из главных христианских праздников. В христианском учении Святая Троица — это Бог, единый в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Праздник установлен, по преданию, в честь сошествия Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи. Отсюда другое название праздника — пятидесятница. Это событие трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. На Троицу храмы и дома украшают берёзовыми ветками (см. берёза). В субботу накануне Троицы (Троицкая суббота) ходят на кладбища и поминают (см. поминки) умерших.

Триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого отражено на знаменитой иконе Андрея Рублёва, созданной им для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Сергия Радонежского. Этот образ Троицы русская церковь считает лучшим и каноническим. «Троица» Рублева хранится в Третьяковской галерее. Репродукции иконы часто помещаются не только в церковной литературе, но и в светских книгах о русской культуре, одним из символов которой «Троица» считается и в наше время.

Преображение Господне — отмечается 19 августа (6 августа) в память о дне, когда Христос во время молитвы преобразился перед учениками, явив свою божественную сущность: его лицо начало излучать сияние, одежда стала белой. В это время с неба раздался голос Бога Отца, который произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Преображение не только церковный праздник, это один из любимых русских народных праздников. Его называют Яблочным Спасом. Считается, что только к этому дню созревают яблоки (см. яблоко). В этот день в церкви освящают плоды, чаще всего — яблоки.

Воздвижение Креста Господня (Воздвижение честного и животворящего креста Господня) — отмечается 27 сентября (14 сентября) как праздник в честь нахождения места казни Иисуса, Гроба Господня и креста, на котором был распят Иисус Христос. Единственный из двунадесятых праздников, не связанный непосредственно с земной жизнью Христа.

К Богородичным праздникам относятся:

Рождество Пресвятой Богородицы — отмечается 21 сентября (8 сентября) в память рождения Девы Марии — Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — отмечается 4 декабря (21 ноября) в память о дне, когда трехлетнюю Деву Марию родители впервые привели в храм на служение Богу.

Благовещение Пресвятой Богородицы — отмечается 7 апреля (25 марта) в память о дне, когда, по преданию, Дева Мария получила благую (хорошую, счастливую) весть от Архангела Гавриила о том, что она станет матерью Богочеловека. Исстари на Руси существовала традиция в этот день отпускать на волю птиц.

Успение Пресвятой Богородицы — отмечается 28 августа (15 августа) как день ухода из жизни Девы Марии. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула. Пост, проходящий с 14 по 27 августа, называется Успенским.

На двунадесятые праздники проходят особенно торжественные богослужения. В эти дни церкви и храмы посещают много верующих.

Именами двунадесятых праздников часто называются храмы (см. церковь, собор), центральное место в которых занимают иконы, посвященные соответствующему празднику: например, в Благовещенском соборе Московского Кремля храмовой иконой является икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» (ХVII в.), в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — «Троица» (ХIV в.) Андрея Рублева. Темы двунадесятых праздников отражаются и в росписи соборов. Иконы с изображением двунадесятых праздников обычно составляют праздничный чин русского иконостаса.

Темы и сюжеты двунадесятых праздников занимают значительное место в русской классической живописи. Широко известны: картина А.А. Иванова «Явление Христа народу» (1855 г.), росписи киевского Владимирского собора (1885–1893 гг.) В.М. Васнецова, мозаики и иконы церкви Спаса на Крови в Петербурге (1894–1897 гг.) М.В. Нестерова. О месте двунадесятых праздников в жизни русских, о праздничных традициях рассказывается в знаменитой книге И.С. Шмелёва «Лето Господне» (где слово лето означает ‘год’).

Верба — символ Вербного воскресенья:

Вербное воскресенье на Красной площади в Москве. Вербный базар. Фотография начала XX в.:

Праздничный чин иконостаса:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс.

Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов.

2007.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины