Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - караваджизм

Караваджизм

караваджизм
1) система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи XVII в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. Караваджизму свойственны демократические художественные идеалы, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописно-пластическом решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам караваджизма было важной ступенью в творческом развитии многих ведущих мастеров XVII в. (П. П. Рубенс, Рембрандт), хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия искусства Караваджо и его последователей (Ф. Рибальта, Д. Веласкес, Жорж де Латур).

2) Направление в европейской живописи XVII в., представленное последователями Караваджо. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли значение до конца XVII в., они проникли во все значительные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, О. Джентилески, К. Сарачени, Дж. Б. Караччоло. У ряда мастеров караваджизм выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др.). Среди последователей Караваджо вне Италии наиболее значительны: в Голландии X. Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. ван Бабюрен, во Фландрии Т. Ромбаутс, А. Янсенс, во Франции Ж. Валантен, в Испании Х. Рибера, в Германии А. Эльсхаймер. Воздействие отдельных приёмов Караваджо сказалось также в работах ряда представителей академизма (Дж. Ф. Гверчино, Г. Рени в Италии) и барокко (С. Вуз во Франции, К. Шкрета в Чехии и др.).

Х. Тербрюгген. "Игрок на лютне". Музей изящных искусств. Бордо.

Литература: Б. Р. Виппер, Проблемы реализма в итальянской живописи XVII-XVIII вв., М., 1966; С. Н. Всеволжская, Картины Караваджо и его школы в Эрмитаже, Л., 1970; Moir A., The Italian followers of Caravaggio, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1967; Nicolson В., The international Caravaggesque movement..., Oxf., 1979. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КАРАВАДЖИЗМ художественная система, характерная для начального этапа развития реалистической живописи 17 в. (монументализация обыденного мира с помощью светотеневых контрастов), созданная Караваджо и его последователями (караваджистами: О. Джентилески в Италии, Х. Тербрюггеном в Нидерландах, Х. Риберой в Испании). Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  КАРАВАДЖИЗМ, направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо> (О. Джентилески в Италии, Х. Тербрюгген в Нидерландах, Х. Рибера в Испании, Ж. Валантен во Франции). Через этап караваджизма прошли П.П. Рубенс, Д. Веласкес, Х. ван Рейн Рембрандт>, Ж. де Латур>. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины