Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - "мир искусства"

"мир искусства"

"мир искусства"

(1898–1904; 1910–1924), объединение петербургских художников и деятелей культуры (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. Я. Головин, И. Я. Билибин, З. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, С. П. Дягилев, Д. В. Философов, В. Ф. Нувель и др.), которые издавали одноимённый журнал. С журналом сотрудничали писатели и философы Д. С. Мережковский, Н. М. Минский, Л. И. Шестов, В. В. Розанов. Своим программным литературным и изобразительным материалом, желанием возглавить художественное движение эпохи «Мир искусства» являл собою новый для России тип периодического издания. Первый номер вышел в свет в ноябре 1898 г. Каждый журнал, начиная с обложки и кончая начертанием шрифта, был цельным произведением искусства. Субсидировали издание известные меценаты С. И. Мамонтов и княгиня М. К. Тенишева, его идейную направленность определяли статьи Дягилева и Бенуа. Журнал издавался до 1904 г. Благодаря деятельности мирискусников небывалый расцвет переживает также искусство оформления книги.

А. Я. Головин. «Душное Кощеево царство». Эскиз декорации к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица». 1910 г.

 

Содружество художников, составивших впоследствии ядро объединения, начало складываться на рубеже 1880—90-х гг. Официально объединение «Мир искусства» оформилось лишь зимой 1900 г., когда был выработан его устав и избран распорядительный комитет (А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, В. А. Серов), и существовало до 1904 г. Сознательно возложив на себя миссию реформаторов художественной жизни, мирискусники активно выступали против академизма и поздних передвижников. Однако им всегда оставались близкими, по словам Бенуа, «залежи подлинного идеализма» и «гуманитарная утопия» 19 в. В предшествующем искусстве мирискусники выше всего ценили традицию романтизма, считая её логическим завершением символизм, к формированию которого в России они были напрямую причастны.

Б. М. Кустодиев. «Групповой портрет художников объединения „Мир искусства“». Эскиз 1920 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

 

Л. С. Бакст. Обложка журнала «Мир искусства». 1902 г.

 

Своим повышенным интересом к зарубежному искусству многие мирискусники заслужили в литературно-художественной среде репутацию западников. Журнал «Мир искусства» регулярно знакомил русскую публику со станковыми и прикладными видами творчества зарубежных мастеров, как старых, так и современных (английских прерафаэлитов, П. Пюви де Шаванна, художников группы «Наби» и др.). В своём творчестве мирискусники ориентировались в основном на немецкую художественную культуру. В отечественной истории их привлекала эпоха 18 в., её обычаи и нравы. В культуре 18 – первой трети 19 в. мирискусники искали поэтический ключ к разгадкам тайн всей последующей русской истории. Вскоре их прозвали «ретроспективными мечтателями». Художники обладали особой способностью ощущать поэтический аромат ушедших эпох и творить мечту о «золотом веке» русской культуры. Их произведения доносят до зрителя волнующее очарование праздничной, театрализованной жизни (придворных церемоний, фейерверков), точно воссоздают детали туалетов, парики, мушки. Мирискусники пишут сцены в парках, где утончённые дамы и кавалеры соседствуют с персонажами итальянской комедии дель арте – Арлекинами, Коломбинами и др. (К. А. Сомов. «Арлекин и Смерть», 1907). Очарованные прошлым, они соединяют мечту о нём с печальной меланхолией и иронией, сознавая невозможность возвращения к минувшему (К. А. Сомов. «Вечер», 1902). Персонажи их картин напоминают не живых людей, а кукол, разыгрывающих исторический спектакль (А. Н. Бенуа. «Прогулка короля», 1906).

К. А. Сомов. «Вечер». 1902 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент

 

К. А. Сомов. «Дама, снимающая маску». Фарфор. 1906 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

 

Экспонируя на своих выставках произведения старых мастеров, мирискусники в то же время старались привлечь к ним тех живописцев, скульпторов и графиков, которые имели репутацию пролагателей новых путей в искусстве. Пять выставок журнала «Мир искусства» состоялись в Санкт-Петербурге в 1899–1903 гг. Помимо живописи и графики мирискусников, в экспозициях были представлены работы крупнейших русских мастеров рубежа 19–20 вв. (М. А. Врубеля, В. А. Серова, К. А. Коровина, Ф. А. Малявина и др.). Специальное место на выставках отводилось изделиям декоративно-прикладного искусства, в произведениях которого члены объединения видели проявление «чистой» красоты. Значительным событием художественной жизни стала организованная Дягилевым в залах Таврического дворца в Санкт-Петербурге грандиозная «Историко-художественная выставка русских портретов» (1905).

В 1910 г. вновь появились выставки под названием «Мир искусства» (продолжались в России до 1924 г.; последняя выставка под этой вывеской состоялась в 1927 г. в Париже, куда после революции эмигрировали многие мирискусники). Однако с прежними экспозициями их объединяло лишь название. Основоположники объединения уступили свою главенствующую роль в художественной жизни следующему поколению живописцев. Многие мирискусники вступили в новую организацию – Союз русских художников, созданный по инициативе москвичей.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  "МИР ИСКУССТВА" российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги "чистого" искусства и "преображения" жизни искусством, представители "Мира искусства" отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике "Мира искусства" (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой "Мира искусства" было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  «МИР ИСКУССТВА» художественный иллюстрированный журнал, выходивший в Петербурге с 1899 по 1904. В 1899 издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором С. П. Дягилев. Последний, начиная с 1900, становится единственным издателем-редактором, и лишь с начала 1904 к нему присоединяется в качестве редактора Александр Бенуа. Первые два года журнал был двухнедельным; с 1901 превратился в ежемесячник. За шесть лет вышло 96 номеров (тт. I-XII). В журнале были: 1. художественный и художественно-промышленный отделы; 2. литературный и 3. хроника. Кроме Дягилева и Бенуа в руководящее ядро журнала входили художники В. А. Серов, Л. С. Бакст и др., писатели Н. Минский, Д. С. Мережковский, Д. Философов, З. Гиппиус и др. В литературном отделе журнала выступали кроме названных выше символисты: Бальмонт, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Мережковский, В. В. Розанов, а также Андрей Белый (см. соответствующие статьи, а также «Символизм»). Как художественный журнал «М. и.» был воинствующим реакционным органом буржуазной интеллигенции, боровшимся совместно с дворянством против революционных настроений и пытавшимся в искусстве утвердить принцип...
Литературная энциклопедия
3.
  объединение русских художников, выступавших против тенденциозности, партийности и антиэстетизма современных им «вождей общественного мнения», диктата вкуса академизма и передвижничества.Оформилось в к. 1890-х в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства А.Н. Бенуа и С. П. Дягилева. Как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства» существовал до 1904, в расширенном составе до 1910 — 24. В 1904 — 10 большинство мастеров «Мира искусства» входили в состав «Союза русских художников». В объединение входили И.Я. Билибин, А.Я. Головин, И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.А. Сомов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров и др. Провозглашая своей задачей объединение русских художественных сил под знаком романтизма, руководители «Мира искусства» выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя искусству роль преобразователя жизни. Просветительский порыв «мирискусников» проявлялся в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (особенно к искусству XVIII — н. XIX в.), в их постоянной заботе об охране памятников старины.О.П.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация" ...
Русская энциклопедия
4.
  "МИР ИСКУССТВА", объединение (1898 1924) художников, созданное в Санкт-Петербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Представители "Мира искусства" отвергали как академизм>, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они часто уходили в мир прошлого (особенно дворянского быта 18 в.) и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике "Мира искусства " (Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов> и др.) присущи утонченная декоративная стилизация>, изящная орнаментальность, высокое мастерство книжного оформления, эстампа, театральной декорации. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал> (1898/99 1904), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины