Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - неоклассицизм

Неоклассицизм

неоклассицизм
неоклассика, термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети XIX-XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Термин "неоклассицизм" употребляется также (как правило, в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в искусстве второй половины XVIII первой трети XIX вв., в отличие от классицизма XVII первой половины XVIII вв. Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия художественных произведений действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, "очищенных" от конкретно-исторического содержания.

В архитектуре выделяются 3 периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х гг.; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся в конце 50-х гг. В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля "модерн". В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные "модерном", и содержал в себе определенные рационалистические тенденции (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.). В русской архитектуре 1910-х гг. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского "модерна" (Ф. О. Шехтель, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьёв и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910-30-х гг., развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью. Принципы неоклассицизма оказали также известное влияние на развитие советской архитектуры второй половины 30-х начала 50-х гг., а также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национального зодчества.

В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно монументальных, подчёркнуто огрублённых формах, широко использовались в архитектуре Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и ряд других) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии. С конца 50-х гг. неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном и коммерческом строительстве Линкольн-сентер в Нью-Йорке (1960-е гг., архитекторы Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.

В изобразительном искусстве термин "неоклассицизм" охватывает более широкий круг разнообразных художественных течений. Некоторые предвосхищающие неоклассицизм моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (с середины XIX в.), но впервые как относительно целостное явление он проявился в теоретических суждениях и практике представителей немецкого неоидеализма (с 1870-х гг.), усмотревших в монументальности и пластической чёткости классического искусства средство для преодоления "хаоса" действительности. Для неоклассицизма конца XIX начала XX вв., распространившегося в качестве одного из вариантов реакции на импрессионизм, характерно сочетание определенных позднеакадемических тенденций с программным следованием принципам античного искусства (как правило, периода архаики), реже искусства эпохи Раннего Возрождения и классицизма; примечательно для этого периода также тесное соприкосновение неоклассицизма со стилистикой "модерна". Термин "неоклассицизм" в различной степени приложим к творчеству (или отдельным его сторонам) таких мастеров конца XIX первой половины XX вв., как скульпторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Франции, А. Г. Вигеланн в Норвегии, К. Миллес в Швеции, И. Мештрович в Югославии, Конёнков С. Т., А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров в России, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции, Л. С. Бакст, З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России. Причастность к неоклассицизму обнаруживают и некоторые течения в изобразительном искусстве 20-30-х гг., возникшие как реакция на экспрессионизм, футуризм, кубизм: "новая вещественность" в Германии и регионализм в США, метафизическая живопись в Италии, "неоэнгризм" П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисленных течений своей гуманистически-идиллической тональностью. Так же, как и в архитектуре, арсенал художественных средств неоклассицизма использовался официальным искусством фашистских режимов для создания ложномонументальных напыщеннопатетических образов, воплощавших культ силы и "сверхчеловека" (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др. в Германии).

А. Фейербах. "Медея". 1870. Новая пинакотека. Мюнхен.

С. У. Соловьев. Здание Высших женских курсов на Малой Пироговской улице в Москве. 1913.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  НЕОКЛАССИЦИЗМ (франц. neo-classicisme) общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие "неоидеалисты" живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд противопоставляли противоречиям жизни "вечные" эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения "новая вещественность" в Германии, "метафизическая живопись" в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910-20-х гг. (Э. Лаченс) и США 1950-60-х гг. (Э. Стоун), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм). Неоклассицизмом часто называют также классицизм 18 нач. 19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Литературный неоклассицизм ("романская школа" французских поэтов 20 в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику,...
Большой энциклопедический словарь
2.
  НЕОКЛАССИЦИЗМ (др. назв. неоклассика)направление в европ. худож. культуре, сложившееся в к. 19 — нач.20 в. и отличавшееся постоянным обращением к античной культуре как смысловому пространству своего самоосуществления.В отличие от классицизма как большого стиля 18-19 вв. или “классицизма” эпохи Возрождения, Н. рассматривает античность не как культурный идеал или стилевой эталон, но как материал для символизации ассоциативных вариаций и деконструкций при отражении сугубо совр. социокультурных и интеллектуальных проблем. Сюжеты и герои античных мифов, архитектурные и пластич. формы античного искусства, обобщенные представления об античной культуре и цивилизации в контексте мировой истории выступают в Н. как условный код совр. культурных рефлексий, архетипич. “каркас” художественно-филос. аллюзий 20 в., культурно-истор. “фон” (контекст) решения “вечных” проблем в стремительно и трагедийно меняющемся мире совр. культуры и цивилизации.Н. можно рассматривать как дань европ. культуры 20 в. обобщенному “гуманитарному образу” греч. классики, веками выступавшей как непреходящий образец для последующих худож. направлений и...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины