Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - сюрреализм

Сюрреализм

сюрреализм
(франц. surrealisme, буквально сверхреализм), авангардистское направление в художественной культуре XX в. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции к середине 20-х гг.: "Манифест сюрреализма" А. Бретона (1924), журнал "Сюрреалистическая революция" (1924-29), первая выставка сюрреалистов в Париже (1925). Среди приверженцев сюрреализма кроме писателей Л. Арагона, П. Элюара, Р. Десноса, А. Арто и др., были живописцы М. Эрнст, Мэн Рей, X. Арп, П. Руа, А. Массон, Ж. Миро, М. Дюшан, Ф. Пикабия, И. Танги, С. Дали, Р. Магрит. Некоторое время к сюрреализму были близки П. Клее и П. Пикассо. Опиравшийся на интуитивизм А. Бергсона и особенно на теорию психоанализа З. Фрейда, подготовленный в изобразительном искусстве дадаизмом и метафизической живописью Дж. Де Кирико и др., сюрреализм продолжал анархическое бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазное цивилизации, претендуя на радикальное изменение "косного" индивидуального мышления путём раскрепощения подсознательных процессов человеческой психики, её очищения в высвобождении из-под власти подавленных эротических, садистических и других невротических комплексов. Сюрреализм проповедовал крайний иррационализм художественного творчества призывал художника довериться стихии младенческого бездумия, болезненного бреда, сокровенных грёз, интуитивных "озарений", будто бы открывающих личности тайны собственно внутреннего мира и Вселенной. В изобразительном искусстве основными приёмами сюрреализма были имитация черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных, вычленение конкретных объектов из естественных для них среды, их "эстетизация" с помощью отстранения от реальной функции или парадоксального сопряжения с иными объектами (коллажи, фотомонтажи, композиции из деталей механизмов, предметов утвари и т. п.), натуралистически осязаемое воспроизведение фантастических видений, либо отдалённо и смутно ассоциирующихся с материальным миром, либо в патологически отталкивающей и вместе с тем дразняще завораживающей форме соединяющих абсолютно реальные, но органически несовместимые природные элементы. В 30-х гг. с сюрреализмом порвало большинство серьёзных и революционно настроенных деятелей культуры. Однако именно в 30-х гг. сюрреализм получил широкое распространение в изобразительном искусстве: устраивались многочисленные выставки, в орбиту сюрреализма втягивались новые силы (бельгиец П. Дельво, румын В. Браунер, чилиец Р. Матта Эчауррен, швейцарец К. Зелигман и др.). С начала 40-х гг. центр сюрреализма переместился в США (куда эмигрировали Бретон, Дюшан, Дали, Танги и некоторые др.). В конце 50-х начале 60-х гг. сюрреализм проявился также в ряде европейских стран.

С. Дали. "Предчувствие гражданской войны". 1936. Художественный музей. Филадельфия.

Литература: И. С. Куликова, Сюрреализм в искусстве, М., 1970; Л. Г. Андреев, Сюрреализм, М., 1972; Т. Каптерева, Дадаизм и сюрреализм, в сборнике: Модернизм, 3 издание, М., 1980; Brйchon R., Le surrйalisme, P., 1971; Audoin Ph., Les surrйalistes, P., 1973; Passeron R., Phaidon encyclopedia of surrealism, Oxf., 1978; Haslam M., The real world of the surrealists., L., 1978. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СЮРРЕАЛИЗМ (франц. surrealisme букв. сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  СЮРРЕАЛИЗМ течение в литературе и изобразительном искусстве, возникшее на французской почве, почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как лит-ой школы. С. выразил настроения растерянности перед мерзостью современного капитализма и капиталистической культуры и выступал в сущности под теми же лозунгами, что и дадаизм: во всяком случае большинство поэтов, примыкавших к «дада», оказались в рядах сюрреалистов (А. Бретон, Ф. Супо, П. Элюар и др.). Подобно дадаизму, С. прокламировал высокую ценность «младенческого» ощущения мира и действительности, утверждая примат подсознательного над сознанием и логикой. Соответственно этому содержание подсознания и все «иррациональные» переживания имеют с точки зрения С. такую же важность и такое же значение, как явления и вещи реальной действительности, если не больше: они еще более несомненны, они «сверхреальны», и потому их претензии на то, чтобы стать предметом искусства, еще естественнее, чем претензии реальной действительности. С. оказался гораздо «философичнее», чем дадаизм, и значительно менее нигилистичным, чем он, но по существу означал те же явления «распада...
Литературная энциклопедия
3.
  (франц . surrealisme, букв. сверхреализм) авангардистское (см. авангардизм) течение в западноевропейском искусстве и литературе ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреалисты были последовательными противниками реализма. С. сложился в 1920-х гг., его приверженцами были писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, Л. Арагон, П. Элюар, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро, С. Дали, П. Блум и др. С. повлиял на зарождение ряда течений в европейской и латиноамериканской литературе ХХ в.Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005 ...
Словарь литературоведческих терминов
4.
  СЮРРЕАЛИЗМ (французское surrealisme, буквально сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации>), а творческим методом разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сложился в 1920-х гг., развив ряд художественных принципов дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 30-х гг. главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность предметов и явлений, которым с виртуозным мастерством придается видимая предметно-пластическая достоверность (художники С. Дали, И. Танги и др.). ...
Современная энциклопедия
5.
  СЮРРЕАЛИЗМ (франц. “сверх-реализм”, “над-реализм”)направление в лит-ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896-1966). Первым сюрреалистическим произведением считают опубликованные в 1919 “Магнитные поля” А. Бретона и Ф. Супо, а сюрреалистическое движение как таковое начинает функционировать с 1924. Термины “С.”, “сюрреалистический” впервые появляются в 1917 в программе Ж. Кокто к “сюрреалистическому балету” “Парад” Э. Сати и почти одновременно в предисловии и подзаголовке “сюрреалистической драмы” Г. Аполлинера “Груди Тиресия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом” (1918), причем, как утверждал поэт и драматург П. Альбер-Биро, он сам подсказал это слово Аполлинеру. В 1924 поэт И. Голль пытался организовать авангардистскую школу вокруг выпущенного им единственного номера журнала “Сюрреализм”.Зародившись в атмосфере разочарования, характерного для франц. об-ва после Первой мир. войны, С. принимает форму всеобъемлющего протеста против культурных, социальных и полит, ценностей. В сюрреалистской борьбе за “освобождение”...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины