Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - сюрреализм

Сюрреализм

сюрреализм
СЮРРЕАЛИЗМ течение в литературе и изобразительном искусстве, возникшее на французской почве, почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как лит-ой школы. С. выразил настроения растерянности перед мерзостью современного капитализма и капиталистической культуры и выступал в сущности под теми же лозунгами, что и дадаизм: во всяком случае большинство поэтов, примыкавших к «дада», оказались в рядах сюрреалистов (А. Бретон, Ф. Супо, П. Элюар и др.). Подобно дадаизму, С. прокламировал высокую ценность «младенческого» ощущения мира и действительности, утверждая примат подсознательного над сознанием и логикой. Соответственно этому содержание подсознания и все «иррациональные» переживания имеют с точки зрения С. такую же важность и такое же значение, как явления и вещи реальной действительности, если не больше: они еще более несомненны, они «сверхреальны», и потому их претензии на то, чтобы стать предметом искусства, еще естественнее, чем претензии реальной действительности. С. оказался гораздо «философичнее», чем дадаизм, и значительно менее нигилистичным, чем он, но по существу означал те же явления «распада сознания», что и дада.

Поэтому художественный метод сюрреалистов весьма близок к дадаистскому. Здесь мы имеем тот же «распад образа»: сюрреалисты пользуются материалом, взятым из мира реальности, т. е. словом (в поэзии) или формой предметов (в живописи), но они требуют, чтобы соотношения между «объективно данными образами ни в малейшей степени не отражали реальных соотношений».

Обосновывая и практически творя такое чисто субъективистское и асоциальное искусство, С. претендует не только на формальную, но и на политическую революционность. Все декларации сюрреалистов заявляют о ненависти к капитализму и преданности делу рабочего класса. Однако творческая практика С. настолько расходилась с их декларациями, что сюрреалисты не были приняты в Ассоциацию революционных писателей Франции.

Около 1931 в рядах сюрреалистов началось расслоение: подлинно-революционные элементы С. (Л. Арагон, Р. Деснос и др.) порывают с сюрреалистскими принципами и постепенно переходят на позиции революционного реализма. Между 1931 и 1935 вышли «Красный фронт» (Le front rouge, 1931), «Ура, Урал» (Hourra l’Oural, 1934), «Базельские колокола» (Les cloches de Bale, 1934) Арагона, весьма значительные произведения революционной литературы Запада.

«Красный фронт» вызвал во Франции судебное преследование против поэта, причем сюрреалисты выступили с протестом против действия властей (1932), но протест был отредактирован так, что представители радикальной общественности и коммунистическая пресса не могли не подвергнуть его резкой критике.

Библиография:

Фрид Я.

, Сюрреализм, «Новый мир», 1931, № 2; Его же, Сюрреализм, капитализм и революция, «Интернациональная литература», 1933, № 4; Breton A., Manifeste du surrealisme, Poisson soluble, P., 1924; Его же, Les pas perdus, P., 1924; Его же, Introduction au discours sur le peu de realite, P., 1927; Его же, Le surrealisme et la peinture, P., 1928; Его же, Second manifeste du surrealisme, P., 1930; Breton A., Char R., Crevel R. etc., L’Affaire Aragon..., P., 1932; Breton A.

, Qu’est-ce que le surrealisme, P., 1934; Raymond M., De Baudelaire au surrealisme, P., 1933; Gascoyne D., Short Survey of surrealisme, L., 1935. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СЮРРЕАЛИЗМ (франц. surrealisme букв. сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  (франц . surrealisme, букв. сверхреализм) авангардистское (см. авангардизм) течение в западноевропейском искусстве и литературе ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреалисты были последовательными противниками реализма. С. сложился в 1920-х гг., его приверженцами были писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, Л. Арагон, П. Элюар, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро, С. Дали, П. Блум и др. С. повлиял на зарождение ряда течений в европейской и латиноамериканской литературе ХХ в.Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005 ...
Словарь литературоведческих терминов
3.
  СЮРРЕАЛИЗМ (французское surrealisme, буквально сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации>), а творческим методом разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сложился в 1920-х гг., развив ряд художественных принципов дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 30-х гг. главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность предметов и явлений, которым с виртуозным мастерством придается видимая предметно-пластическая достоверность (художники С. Дали, И. Танги и др.). ...
Современная энциклопедия
4.
  (франц. surrealisme, буквально сверхреализм), авангардистское направление в художественной культуре XX в. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции к середине 20-х гг.: "Манифест сюрреализма" А. Бретона (1924), журнал "Сюрреалистическая революция" (1924-29), первая выставка сюрреалистов в Париже (1925). Среди приверженцев сюрреализма кроме писателей Л. Арагона, П. Элюара, Р. Десноса, А. Арто и др., были живописцы М. Эрнст, Мэн Рей, X. Арп, П. Руа, А. Массон, Ж. Миро, М. Дюшан, Ф. Пикабия, И. Танги, С. Дали, Р. Магрит. Некоторое время к сюрреализму были близки П. Клее и П. Пикассо. Опиравшийся на интуитивизм А. Бергсона и особенно на теорию психоанализа З. Фрейда, подготовленный в изобразительном искусстве дадаизмом и метафизической живописью Дж. Де Кирико и др., сюрреализм продолжал анархическое бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазное цивилизации, претендуя на радикальное изменение "косного" индивидуального мышления путём раскрепощения подсознательных процессов человеческой психики, её очищения в высвобождении из-под власти подавленных эротических, садистических и других невротических комплексов....
Художественная энциклопедия
5.
  СЮРРЕАЛИЗМ (франц. “сверх-реализм”, “над-реализм”)направление в лит-ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896-1966). Первым сюрреалистическим произведением считают опубликованные в 1919 “Магнитные поля” А. Бретона и Ф. Супо, а сюрреалистическое движение как таковое начинает функционировать с 1924. Термины “С.”, “сюрреалистический” впервые появляются в 1917 в программе Ж. Кокто к “сюрреалистическому балету” “Парад” Э. Сати и почти одновременно в предисловии и подзаголовке “сюрреалистической драмы” Г. Аполлинера “Груди Тиресия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом” (1918), причем, как утверждал поэт и драматург П. Альбер-Биро, он сам подсказал это слово Аполлинеру. В 1924 поэт И. Голль пытался организовать авангардистскую школу вокруг выпущенного им единственного номера журнала “Сюрреализм”.Зародившись в атмосфере разочарования, характерного для франц. об-ва после Первой мир. войны, С. принимает форму всеобъемлющего протеста против культурных, социальных и полит, ценностей. В сюрреалистской борьбе за “освобождение”...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины