Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - базэн

Базэн

базэн
, Жан (Bazaine, Jean) 1904, Париж — 2001, Кламар. Французский живописец. Обучался в национальной Школе изящных искусств в мастерской скульптора Поля Ландовски. Получил диплом филолога в Сорбонне, где изучал также историю средневекового искусства. С 1924, решив посвятить себя живописи, посещал Академию Жюлиана. Его первые шаги на этом поприще получили одобрение Боннара. В его экспрессивной, динамичной живописи 1930-х отложились впечатления от пейзажей Бретани — изменчивых, пронизанных борьбой стихий. В 1941 вопреки оккупационным властям организовал выставку "Молодые художники французской традиции", представившую авангардных мастеров его поколения. В послевоенный период Базэн отклоняется от изобразительного начала, приближаясь к абстракции, что в значительной мере определялось религиозным миросозерцанием художника, его стремлением выявить духовное начало природы, таящееся под оболочкой видимости. Знаток средневекового искусства, он с 1937 выполнял монументальные работы в церковных зданиях (витражи Орудия Страстей в частной капелле, 1937; витражи церкви в Асси, 1944—1946; большое керамическое панно на фасаде церкви в Оденкуре, 1951; облицовка стеклом баптистерия той же церкви, 1954). Опыт работы над витражами проявился в его станковой живописи, где пересекающиеся цветные формы образуют непрерывную мерцающую текстуру, представляющую фрагмент мира в его бесконечной протяженности (Ныряльщик, 1945, Кёльн, Музей Людвига; Черная весна, 1949, Лион, Музей изящных искусств; Морской ветер, 1949, Париж, Нац. музей современного искусства; Большое дерево в зимнем пейзаже, 1948, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена). Еще в период оккупации определился характерный для живописи Базэна колорит, построенный на сочетаниях красного, синего, белого. Эти цвета французского триколора, преобладающие также в старинных витражах, стали символическим выражением приверженности художника национальной традиции. С начала 1950-х переходит к более гибким, текучим формам, отражающим атмосферные состояния и динамические процессы в природе (Гроза в саду, 1952, Эйндховен, Гор. музей Ван Аббе; Снежный вечер, 1963; Между камнем и водой, 1964; обе — Париж, Нац. музей современного искусства).

Лит.: Bazaine J. Le temps de la peinture. Paris, 1990; Bazaine: Catalogue de l’exposition. Paris, Galeries Nationales du Grand Palais, 1990.

В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  БАЗЕН Ренэ (Réné-François-Nicolas-Marie Bazin, 1853-) французский романист, представитель так наз. «режионализма» (областничества), т. е. такой литературы, к-рая изображает жизнь французских округов провинции, противопоставляемой по культуре, по идеалам, по быту Парижу как отрицательному явлению, и не только Парижу, но и всякому большому городу вообще. Критическое отношение к городской культуре, с одной стороны, и меланхолическая идеализация умирающей патриархальной деревни, пролетаризуемой и втягиваемой в процесс капиталистического развития города, характеризуют Б. Он родился в Анжере, воспитывался в местном лицее, потом был назначен профессором уголовного права в католическом анжерском университете, а в 1903 сделался членом Французской академии. Его первые романы, в к-рых сказывается влияние католического и монархического воспитания, отражают литературную манеру Альфонса Додэ и композиционную технику Альфреда де Мюссэ («новеллы»). Таковы сочинения Б. 80-х гг.: «Stéphanette» (1896), «Ma tante Giron» (1886) и «Une tache d’encre» (1888). В дальнейшем, развивая тему поглощения индустриальными центрами сил деревни, Б. воспроизводит также картины процесса...
Литературная энциклопедия
2.
  БАЗЕН (Bazin) Эрве (1911 1996), французский писатель. Резкое осуждение частной жизни и морали буржуа>, драматизм конфликтов в семье, противостояние героя распаду современных нравственных устоев в основе сатирико-психологический триллер> "Семья Резо" (1948 72), цикла "семейных" психологических романов: "Во имя сына" (1960), "Супружеская жизнь" (1967), "Анатомия одного развода" (1975). Президент> Гонкуровской академии (с 1977). ...
Современная энциклопедия
3.
  Базен Базен(Bazin) Андре(1918-1958) Французский теоретик кино. После Второй мировой войны, во время которой Б. принимал участие во французском Сопротивлении, начинает писать статьи о кино для журналов «L'Ecran francais» и «La Revue du Cinema». В 1951 г. вместе с Ж.Дониоль-Валькрозом организует журнал «Cahiers du Cinema», ставший одним из известнейших теоретических журналов, посвященных киноискусству. В этом журнале под руководством Б. начинали работать в качестве критиков будущие знаменитые режиссеры французской «новой волны» (Годар, Трюффо, Риветт, Шаброль, Ромер). После смерти Б. его статьи были изданы в четырех томах с названием «Что такое кино?» Концепция кино, по Б., получившая наименование «онтологического реализма», опиралась на опыт феноменологии и философию Бергсона. Ключевые теоретические положения Б. выделяют фотографию и кино в качестве особых, кардинально новых средств выразительности. Б. пытается подойти к фотографическому изображению через то, что он назвал «комплексом мумии», извечным стремлением человека победить время, закрепив телесную видимость существа, обреченного на смерть и исчезновение. Историческое стремление к этому...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины